Новости

Реклама

Георгий Петрушенко: «Высокоскоростные поезда побьют все рекорды востребованности у населения»
 

Первые лица | Воскресенье | 23.09.2018 | 16:38
Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань планируется начать в IV квартале текущего года и завершить в 2024 году. О том, как развивается проект и какое влияние окажет на железнодорожную отрасль его реализация, журналу «Пульт управления» рассказал генеральный директор АО «Скоростные магистрали» Георгий Петрушенко.
Георгий Петрушенко: «Высокоскоростные поезда побьют все рекорды востребованности у населения»
фото:
– Проект ВСМ Москва – Казань выходит на новую стадию. Расскажите, что даст этот проект и насколько он соответствует майским указам президента России? 
– У проектов ВСМ три основных бенефициара: государство, граждане и бизнес. Государство получает не просто инфраструктуру для оказания услуг по перевозке. Высокоскоростные магистрали имеют значительно большее значение. За первые 12 лет эксплуатации магистрали рост ВВП составит 13,4 трлн руб. Доходы бюджетов всех уровней превысят 2,5 трлн руб., что кратно превысит расходы на строительство трассы. Кроме того, государство получает агломерационные эффекты за счёт связывания территорий. Поэтому во всём мире проекты ВСМ рассматриваются не только как создание инфраструктуры, но и как дополнительный фактор развития экономики стран и регионов. 
Проекты ВСМ выделяются среди других инфраструктурных проектов. Так, на ВСМ Москва – Казань EBITDA перевозчика (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации. – Ред.) самая высокая среди инфраструктурных проектов и составляет 70–80%. Кроме того, эффекты от реализации ещё на стадии строительства многократно покрывают расходы государства на этот проект. 
ВСМ – это проект для людей. В зоне тяготения к трассе Москва – Казань проживают порядка 30 млн человек, и все они получат не только комфортный транспорт, но и доступные рабочие места, учреждения образования и здравоохранения, культуры и спорта. За счёт роста доходов бюджета повысится качество жизни населения. Практика показывает, что на всех направлениях, где ОАО «РЖД» увеличивает скорость и предоставляет современный подвижной состав – «Ласточки», «Стрижи», «Сапсаны», – идёт значительное увеличение пассажиропотока. То есть пассажир «голосует рублём» и выбирает скорость, комфорт и безопасность, тем более что ВСМ – это доступный транспорт, в котором каждый сможет подобрать класс обслуживания. Высокоскоростные поезда, я уверен, побьют все рекорды востребованности у населения. 
Строительство ВСМ станет катализатором развития более чем в 15 отраслях экономики. ВСМ – это не только большая стройка и крупное машиностроение, это малый и средний бизнес, который занимается поставками, сервисом, услугами. Будут созданы новые рабочие места и предприятия, в первую очередь в регионах трассы прохождения. Реализация проекта ВСМ Москва – Казань будет способствовать реализации многих пунктов майских указов президента. 

– Органы власти, эксперты и люди, живущие на территориях, по которым пройдёт трасса, в большинстве своём поддерживают проект ВСМ. Однако и скептиков хватает. Некоторые говорят, что России не нужны высокоскоростные поезда вовсе, другие предлагают сразу строить Hyperloop. Что вы думаете по этому поводу? 
– Технологии ВСМ – это совершенно новый уровень строительства и эксплуатации инфраструктуры. Это не просто совокупность новейших объектов. Мосты, эстакады, контактная сеть, вокзалы и т.д. будут соответствовать поколению технологий четвёртой промышленной революции. Внедрение самых современных методик будет способствовать переходу к следующему технологическому укладу. ВСМ для России просто необходимы, они заполнят пустую на сегодняшний день нишу транспорта со скоростью от 150 до 400 км/ч, а это очень важная скорость, необходимая для значительного расширения зоны трудовой и образовательной миграции, сближения регионов. 

– Инфраструктура ВСМ и подвижной состав проектируются на эксплуатационную скорость 360 км/ч. Однако каждый день идёт развитие технологий в области материалов, энергетики, связи. Данные показатели могут быть повышены? 
– К сегодняшнему дню рекорд скорости, установленный французскими специалистами для рельсового транспорта, составил 574,8 км/ч, тогда как максимальная достигнутая скорость на испытательном полигоне Hyperloop – 457 км/ч. К тому же Hyperloop – это три небольших испытательных полигона. ВСМ – это уже более 40 тыс. км действующей инфраструктуры, 15 тыс. км – в стадии строительства, более 10 тыс. км – в стадии проектирования. География ВСМ – 44 страны на всех континентах. Это востребованная и апробированная технология. Я с оптимизмом смотрю в будущее и знаю, что когда-нибудь в транспорте появятся новые технологии. Но любой технологии нужно пройти этапы внедрения в жизнь. Создавая сегодня инфраструктуру ВСМ, рассчитанную на 400 км/ч, мы делаем большой задел для роста скоростей, и при появлении нового поколения подвижного состава мы сможем перешагнуть заложенные показатели. 

– Вы говорите, что мы создаём абсолютно новую инфраструктуру для ВСМ. А в чём уникальность технологий современных ВСМ? 
– Мы спроектировали и построим инфраструктуру, которая будет отвечать требованиям и технологиям будущего. По сути, мы строим транспорт для эпохи цифрового будущего, куда интегрированы все современные технологии, и будет возможность расширять и дополнять эти возможности. 
Уникальность этих технологий в том, что в массовом строительстве в России их никогда не применяли, и это технологический вызов для компаний строительного комплекса. Существующие железные дороги построены много десятилетий назад и не позволяют в полной мере развивать высокие скорости, а также интегрировать новые технологические наработки. В ВСМ уникальна каждая часть, каждый комплекс. Это не просто рельсы, контактная сеть, поезд. Это достижения научной мысли, новейшие материалы, цифровые технологии. 
Для ВСМ создаётся практически безосадочное земляное полотно. Этот, можно сказать, «фундамент» высокоскоростной железной дороги, специально разработанная многослойная инженерная конструкция с двумя защитными слоями и укреплением слабых и недостаточно прочных оснований. 
Будет применено безбалластное верхнее строение пути (это когда вместо традиционного ВСП на балласте используется сплошное железобетонное основание), что обеспечит необходимую устойчивость пути в плане и профиле. 
Прогнозируют, что к 2025 году в мире будет триллион устройств, подключённых к Интернету. Именно такие масштабы приобретёт в ближайшее время Интернет вещей. Частью этого цифрового будущего будут системы мониторинга объектов инфраструктуры, позволяющие своевременно определять отказы и неисправности, что обеспечит значительное снижение стоимости эксплуатации и повысит уровень безопасности. 
Каждый состав будет располагать четырьмя классами обслуживания. Клиентоориентированная инфраструктура вокзальных комплексов, обладающая передовыми логистическими технологиями, позволит пассажиру осуществлять «бесшовную» пересадку на другие виды транспорта. Цель всей транспортной инфраструктуры – за счёт высокой скорости перевозки, продуманной логистики и увязки с транспортными системами обеспечить минимально возможное и комфортное время в пути для пассажиров с доступом ко всем сервисам. 
Вне зависимости от окончательного выбора поставщика в подвижном составе на ВСМ будут реализованы передовые технические решения в части тягового привода, аэродинамики, дизайна и сервиса для пассажиров. Учитывая особенности прохождения линии и её связь с действующей инфраструктурой ОАО «РЖД», поезд проектируют двухсистемным: может двигаться по линии как с постоянным, так и с переменным током. 

– С пассажирскими поездами всё понятно, а будут ли перевозиться грузы по ВСМ? 
– Перевозка грузов перспективна в рамках проекта высокоскоростного грузо-пассажирского транспортного коридора «Евразия». Согласно результатам проведённого анализа, грузовые перевозки станут основным генератором доходов от реализации этого глобального проекта. Конечно, это не перевозка массовых и контейнерных грузов в её традиционном понимании. Речь идёт о перевозке специальным подвижным составом, рассчитанным на скорости 350 км/ч, высокодоходных грузов, купленных посредством электронной торговли. Организация перевозок грузов специализированным подвижным составом на ВСМ «Евразия» открывает огромные возможности для интермодальных транспортных цепочек, ранее невозможных в силу недостатка инфраструктуры. 

– Вы сказали, что главная цель ВСМ – за счёт высокой скорости перевозки и продуманной логистики обеспечить минимально возможное время в пути для пассажира и грузов. 
– Формула идеальной мобильности – это скорость, стремящаяся к максимуму, и время перемещения пассажира или груза, стремящееся к минимуму, при разумном расходовании энергии. Мы должны понимать, что главная конкуренция скоро развернётся не между видами транспорта, а за время пользователя. Что клиент предпочтёт: реальную поездку в Париж или прогулку по городу в очках виртуальной реальности у себя дома? Поедет на встречу или предпочтёт общение в мессенджере с эффектом присутствия? В таких условиях всем транспортникам нужно будет побороться за клиента. Транспорт станет единой логистической цепочкой. Пассажир будет планировать свою поездку через гаджет, а наша задача при этом создать среду, в которой эту поездку будет удобно совершать. 

– Вы интересно рассказываете про ВСМ, технологии, мобильность. На каком опыте вы основываетесь? Где вы работали до назначения генеральным директором «Скоростных магистралей»? 
– Моя жизнь уже 12 лет связана с транспортной сферой. В 2006 году я пришёл работать в ОАО «Росжелдор», а с 2007-го перешёл в Минтранс, занимался развитием проектов государственно-частного партнёрства. Уже более 5 лет работаю в сфере реализации проектов ВСМ, возглавлял Центр организации скоростного и высокоскоростного сообщения, а 6 июля 2018 года назначен генеральным директором АО «Скоростные магистрали». 

– Формулу мобильности от Георгия Петрушенко мы уже узнали, а какова для вас формула счастья? 
– Это реализация в любимом деле и моя семья. Уверен, что мои трое детей будут жить в России с сетью высокоскоротных железных дорог. Создание ВСМ в России – для меня это не просто задача, это суперцель. Она полностью соответствует моим представлениям об эволюции транспортных систем и сервисов, развитии технологий и роста качества жизни. Уверен, что проект ВСМ Москва – Казань, как часть высокоскоростного транспортного коридора «Евразия», изменит роль нашей страны в международном логистическом пространстве и качество жизни её населения. 
Карен Агабабян

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений