Новости

16 ч

Железнодорожные пожарные обеспечивают защиту от огня на чемпионате мира по футболу
 

Первые лица | Понедельник | 09.07.2018 | 20:52
Это лето выдалось непростым для работников Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ВО ЖДТ РФ): с начала сезона пожарные поезда более 250 раз выезжали на тушение возгораний. О работе пожарных-железнодорожников рассказывает заместитель генерального директора ВО ЖДТ РФ – главный пожарный инспектор на железнодорожном транспорте Валерий Аксютин.
Железнодорожные пожарные обеспечивают защиту от огня на чемпионате мира по футболу
фото: из личного архива Валерия Аксютина
– Валерий Петрович, сколько поездов входит в противопожарную группировку? 
– В неё входит 310 поездов. Каждый должен находиться от такого же другого поезда на расстоянии не более 100 км, или в полутора часах езды. 
Каждый год с началом весенне-летнего пожароопасного периода все эти поезда приводятся в повышенную готовность, около двух тысяч человек, входящих в караулы, ежедневно заступают на дежурство. Сроки пожароопасного периода для каждого региона разнятся, в среднем он начинается с 15 мая. 
С этого момента Национальный центр управления кризисными ситуациями России каждую пятницу проводит селекторные совещания, в которых я принимаю участие как представитель ФГП ВО ЖДТ РФ. Здесь мы узнаём информацию о пожарной ситуации в регионах, информируем руководителей филиалов о возможности привлечения пожарных поездов для тушения конкретных возгораний. 

– Что представляет собой пожарный поезд? 
– Пожарный поезд состоит из двух цистерн с водой, между ними находится технический вагон. В нём располагаются две насосные установки, пожарно-техническое оборудование, запасы пенообразователя и помещение для личного состава пожарного отделения – караула. 
В настоящее время в состав группировки входят 134 поезда нового поколения и 176 старых. По программе обновления их парка полная замена должна пройти до 2020 года. До конца этого года группировка пополнится 25 новыми пожарными поездами. Конкурс на их изготовление выиграл в этом году Воронежский вагоноремонтный завод. В новых поездах по сравнению со старыми в два раза больше запас пенообразователя, улучшены бытовые характеристики помещения для личного состава: в них появились душ, кондиционер, устройства по ионизации воздуха. На крыше технического вагона установлены мощные прожекторы, управлять которыми можно из самого вагона. Две модернизированные цистерны-водохранилища поезда снабжены электронными датчиками, которые позволяют следить за температурой и уровнем наполняемости цистерн водой. Каждый пожарный поезд оборудован навигационной системой ГЛОНАСС. 

– Кто входит в экипаж пожарного поезда? 
– Пожарное отделение, или караул поезда, состоит из шести человек – начальника отделения, машиниста насосной установки, четырёх пожарных. Кроме этого, в боевой расчёт может входить начальник пожарного поезда. Итого семь человек.
При несении службы в составе караула в ожидании вызова на тушение личный состав размещается на станции дислокации поезда в специальном стационарном или модульном помещении. В нём есть спальное помещение для отдыха, учебные классы, туалетная комната, душ, кондиционер. Питается караул в специально отведённом месте либо в точке общепита в шаговой доступности от бытового помещения. В самом пожарном поезде есть трёхдневный запас сухого питания, ведь иногда тушение пожара продолжается несколько суток. Караулы несут службу сменным способом, через сутки личный состав отделения меняется. 

– Входит ли локомотивная бригада, доставляющая поезд к месту пожара, в состав пожарного отделения? 
– Нет. Машинист и его помощник не проходят специальную подготовку, как наши пожарные. Задача локомотивной бригады – своевременно доставить отделение к месту возгорания. До прибытия сил и средств МЧС на месте пожара его тушением руководит командир отделения или начальник поезда. Соответственно, без согласования с начальником отделения машинист и его помощник не имеют права передвигать поезд. При тушении пожара ситуация всегда сложная и непредсказуемая, под поездом могут находиться люди, пожарные рукава. 

– Как часто выезжают пожарные поезда на тушение возгораний? 
– Если говорить о регионах Сибири и Дальнего Востока, то в июне наши поезда выезжали на тушение пожаров в среднем от 20 до 25 раз в неделю, в том числе по запросам руководителей МЧС России. Тушим возгорания в полосе отвода и за её пределами, защищая инфраструктуру железнодорожного транспорта от лесных и степных пожаров. В настоящее время пожарные поезда активно участвуют в тушении пожаров на Южно-Уральской, Приволжской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорогах. При жаркой погоде, сильном ветре площадь пожаров за сутки может вырасти в несколько раз. 
Комплексное применение пожарных поездов позволило эффективно бороться с природными пожарами в Республике Хакасия и Забайкальском крае в апреле 2015 года. В тушении этих пожаров приняли участие шесть пожарных поездов филиала ВО ЖДТ РФ на Красноярской дороге, а также семь пожарных поездов филиала на Забайкальской магистрали. Боевые расчёты пожарных поездов участвовали в тушении пожаров в жилом секторе в посёлках Кравченко, Шира, Усть-Бюр, городе Черногорске и других. 
Наши поезда одновременно с тушением пожаров также заправляли «летающую цистерну» – самолёт Бе-200 и пожарные машины МЧС. Один поезд сопоставим с 40–60 пожарными машинами по запасу воды. 
В этом году усиливать группировку пожарных поездов не было необходимости ни на одной дороге. 

– Как проходит подготовка к пожароопасному периоду? 
– Согласно регламентирующим документам. Если в них вносятся изменения, то они выполняются. Корректировку может внести и неблагоприятный долгосрочный метеопрогноз. 
В этом году некоторые изменения внёс проходящий в стране чемпионат мира по футболу. В расчёты отделений пожарных поездов, которые дислоцированы рядом с городами, где проходят матчи мундиаля, мы отбирали наиболее профессиональных пожарных. Не секрет, что тушить пожары приходится в средствах защиты, кислородных масках. Такие нагрузки не каждый выдержит, поэтому предельный возраст для пожарных, которые несут дежурство на объектах чемпионата, был установлен не старше 45 лет. Помимо этого, на период проведения матчей в пожарных расчётах отменены отпуска, а пожарные поезда запрещено отправлять на все виды технического обслуживания. 

– Какие силы и средства задействованы в противопожарных мероприятиях при подготовке к чемпионату мира по футболу? 
– Более 8 тыс. наших работников осуществляют охрану объектов ОАО «РЖД» в области пожарной безопасности. В 11 городах, где проходят матчи, находится большое количество железнодорожных объектов. В их числе вокзалы, вагонные и локомотивные депо, станции, где останавливаются поезда с организованными группами болельщиков. Меры пожарной безопасности повышены на стационарных объектах и подвижном составе восьми дорог – Октябрьской, Калининградской, Московской, Горьковской, Северо-Кавказской, Приволжской, Куйбышевской и Свердловской. В начале июня перед открытием чемпионата в 50-километровой зоне от мест проведения игр в постоянной боевой готовности дислоцированы 25 пожарных поездов. 
Пожарные инспекторы вместе с работниками компании проверили состояние каждого локомотива и пассажирского поезда, предназначенных для перевозки болельщиков и гостей чемпионата. Всего подобную проверку прошли около 800 поездов и свыше тысячи локомотивов. Была проверена безопасность всех вокзалов в городах, где проходят футбольные матчи. На путях эвакуации при выходе из зданий всех вокзалов, которые принимают «футбольные» поезда, установлены специальные двери, открывающиеся только изнутри. Это позволяет своевременно эвакуировать пассажиров при возможном пожаре и исключает доступ снаружи. 
В конце мая во всех городах, принимающих чемпионат, прошли совместные с МЧС учения. На них отрабатывались тушение условных пожаров на вокзалах и эвакуация пассажиров с вокзальных комплексов. Более того, впервые в истории ФГП ВО ЖДТ РФ 5,5 тыс. наших работников были аттестованы как силы обеспечения транспортной безопасности. Они усилили охрану вокзалов в городах – участниках чемпионата: обеспечивают досмотр багажа с использованием рамок металлодетекторов. Для облегчения общения наших работников с иностранными пассажирами по решению нашего руководства были изданы разговорники на нескольких языках. Каждый наш работник, задействованный в обеспечении транспортной безопасности, получил его, чтобы при случае объяснить, где выход с вокзала или куда надо ставить багаж для проверки. 

– При ликвидации пожаров очень важно взаимодействие всех сил и средств, которые участвуют в тушении. Как это происходит? 
– Каждый поезд оборудован системой радиосвязи. Начальник отделения связывается по радио с машинистами, его команды слышат все подчинённые. Кроме того, как я отмечал, все пожарные поезда оборудованы системой ГЛОНАСС. На своём рабочем месте я могу видеть, где в режиме реального времени находится каждый пожарный поезд. 
По любому случаю тушения пожара наши инспекторы и командир отделения организуют фото- и видеосъёмку. Они необходимы как свидетельство при выяснении причин возникновения пожара на локомотиве, подвижном составе или в полосе отвода. 

– Как устанавливаются причины пожаров? 
– Мы пользуемся лабораториями, которые есть в МЧС России. Прибегаем к помощи коллег только в спорных случаях, когда причина не очевидна или вызывает сомнения у эксплуатационников или производителей подвижного состава. При выяснении причин пожара инспекторы действуют в соответствии с регламентом по организации служебных расследований, учёта пожаров и их последствий в ОАО «РЖД». В нём расписано, кто возглавляет комиссию по расследованию происшествия и так далее. К примеру, если возгорание происходит на локомотиве, руководит комиссией обычно собственник, главный инженер дороги или его заместитель. А наш специалист готовит техническое заключение о причинах возникновения пожара. Вся информация о пожарах заносится в автоматизированную систему учёта пожаров. Эти данные систематизируются и ежедневно докладываются руководству ОАО «РЖД». 

– Кто в РЖД контролирует вашу работу? 
– О количестве выездов пожарных поездов, о всех возгораниях мы ежедневно информируем заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Сергея Кобзева и Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля. А еженедельно в их адрес направляем информацию о всех выездах пожарных поездов на ликвидацию пожаров и ЧС, включая выезды по запросу МЧС для тушения пожаров на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта. 

– На сеть поступают новые вагоны, пассажирские и грузовые, появились скоростные двухэтажные поезда, газотурбовозы. Как меняются нормы противопожарной безопасности для них? 
– Совместно с ОАО «РЖД» в настоящее время подготовлена третья редакция «Рекомендаций по тушению пожаров на железнодорожном транспорте», в которых отражены новые виды подвижного состава. Также мы участвуем в подготовке стандартов. Так, с декабря будет введён в действие ГОСТ 34394-2018 «Локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Требования пожарной безопасности». Введённый в 2012 году ГОСТ Р 55182-2012 «Пассажирские вагоны локомотивной тяги. Требования пожарной безопасности» является действующим. 
В соответствии с ним ведётся строительство новых пассажирских вагонов, в том числе и двухэтажных. Все технические условия и технические задания на строительство нового подвижного состава в обязательном порядке проходят согласование с нами на соответствие требованиям пожарной безопасности. 

– Какие критерии отбора существуют для того, чтобы стать железнодорожным пожарным? 
– Необходимо получить специальное образование в училищах, колледжах или вузах МЧС по специальности «пожарная безопасность». Кандидат должен иметь крепкое здоровье, хорошую физическую форму, пройти медосмотр. 
К тушению пожаров допускаются только те из них, кто прошёл аттестацию и получил статус «спасатель». Стать им непросто, кандидаты должны подтвердить свою профессиональную и физическую подготовку. 
Первоначальная подготовка пожарных осуществляется в наших 30 учебных пунктах и 13 учебных центрах, в 10 учебных центрах имеется соответствующая образовательная лицензия. По закону 75% от штатной численности подразделения должны быть в обязательном порядке аттестованы на «спасателя». 
Для поддержания физической формы в свободное от службы время спасатели тренируют на специальных спортплощадках свою выносливость, по планам подготовки они проводят здесь ежедневные двухчасовые занятия. По мере возможности стараемся популяризировать среди расчётов отделений пожарно-прикладной вид спорта. 

– Проводите соревнования? 
– Каждый год соревнования по пожарно-прикладному виду спорта проходят сначала между пожарными поездами на полигонах дорог. Участники команд поднимаются по штурмовой лестнице на учебную башню, пробегают стометровку с препятствиями и пожарную эстафету. Лучшие дорожные команды проводят соревнования между собой. Самые достойные из них команды участвуют в чемпионате Федерального агентства железнодорожного транспорта, который проходит раз в два года. 
В следующем году осенью в Липецке пройдут седьмые по счёту такие соревнования. 
Кроме того, сборная пожарных-железнодорожников ежегодно участвует во Всероссийских соревнованиях на Кубок памяти В.М. Максимчука, которые проводит МЧС России. В прошлом году на состязании, проходившем в Ставрополе, наша сборная победила в пожарной эстафете. В этом году соревнования пройдут в конце августа в Перми. Планируем побороться за первое место в эстафете и в преодолении стометровки с препятствиями. 

Под охраной более 70 тыс. работников подразделений Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» находится свыше 2,4 тыс. объектов инфраструктуры. Ежесуточно стрелки ведомственной охраны сопровождают десятки тысяч вагонов с различными грузами, в том числе высокодоходными и опасными. Это взрывчатые материалы, светлые нефтепродукты, дорогостоящее технологическое оборудование, транзитные и импортные грузы в ускоренных контейнерных поездах. 
Пожарную профилактику на стационарных объектах и подвижном составе осуществляют более 400 пожарных инспекторов. В постоянной боевой готовности к действиям находятся 310 пожарных поездов, в том числе 64 специализированных, с повышенными тактико-техническими возможностями для ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, аварийных ситуаций с опасными грузами.
Валерий Осипов

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений