Новости

2 ч
4 ч
15 ч
15 ч
15 ч

Реклама

Пётр Потапов: «Минимизируя профессиональные риски, мы снижаем и количество травмированных на производстве»
 

Первые лица | Вторник | 20.02.2018 | 12:00
Этот год в компании объявлен Годом улучшения условий труда и производственного быта. Как идёт «оздоровление» рабочих мест, что скрывается за концепцией «нулевого травматизма» и возможно ли, чтобы женщины работали машинистами поездов, «Гудку» рассказал начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Пётр Потапов.
Пётр Потапов: «Минимизируя профессиональные риски, мы снижаем и количество травмированных на производстве»
фото: Сергей Зоничев/ИД "Гудок"
– Комфортный труд – это прежде всего труд безопасный. Но на железной дороге трудно избежать воздействия неблагоприятных факторов. Пётр Николаевич, сколько на сети осталось вредных рабочих мест и как ведётся их «оздоровление»? 
– Улучшение условий труда – приоритетное направление для компании, и не только в этом году. Без малого десять лет мы фиксируем положительную динамику и сокращение «вредных» рабочих мест. Если в 2010 году таковых было 47%, то в 2017 году почти в два раза меньше – 26%, причём нам удалось понизить класс их вредности. 
Рабочих мест с наиболее вредными условиями труда – с классами 3.3 и 3.4 – в компании вообще не осталось. Этого удалось добиться благодаря двум факторам. Первый – реальные изменения условий труда. Внедряются новые локомотивы и путевые машины, автоматические устройства закрепления вагонов, современные и более надёжные средства индивидуальной и коллективной защиты – всё это позволяет минимизировать воздействие вредных факторов на человека. Второй – изменение федерального законодательства. Класс условий труда при проведении аттестации рабочих мест зачастую зависел от мнения эксперта, и одни и те же рабочие места могли иметь разную оценку вредности. С переходом на специальную оценку условий труда (СОУТ) показатели, которые напрямую не влияют на состояние здоровья работника и не могут быть однозначно измерены и оценены, перестали учитываться. Среди таких субъективных критериев, например, ряд показателей напряжённости трудового процесса: количество конфликтных ситуаций, сложность выполняемой работы. 
Мы выполняем все нормы оценки условий труда, установленные государством. Более того, для ряда профессий Коллективным договором ОАО «РЖД» установлены дополнительные компенсации, в частности для локомотивных бригад и диспетчерского аппарата. 

– С улучшением условий труда стала ли работа менее травмоопасной? Какова динамика травматизма в компании? 
– За пять лет удалось снизить общий травматизм на 37%, с тяжёлым исходом – на 38%, смертельный – на 44%. Мы научились оценивать профессиональные риски и управлять ими. Это не какие-то эфемерные понятия. Всё вычисляется математически, поднимается статистика за 10–20 лет по видам происшествий, типам травм, и выстраивается матрица рисков по профессиям. Например, известно, что энергетики работают в особо опасных условиях, и понятно, какие факторы на них воздействуют. Зная это, мы можем принять меры, чтобы предупредить опасные ситуации: обеспечить заземление, выдать экипировку, пересмотреть должностные инструкции, если потребуется. 
Для упрощения расчёта рисков была разработана автоматизированная система «Анализ и оценка профессиональных рисков для работников ОАО «РЖД». К ней уже подключены все подразделения филиалов производственного блока, включая центральные и региональные дирекции. Профессиональные риски уже рассчитаны по 206 профессиям. Управляя ими, минимизируя, мы снижаем и количество травмированных на производстве. 

– Как в этом контексте вы расцениваете прошлогоднюю инициативу Минтруда внести поправки в трудовое законодательство и обязать работодателей вести учёт микроповреждений работников? 
– Мы к этому не только готовы, но и давно работаем в этом направлении. С 2013 года в ОАО «РЖД» применяется специальная Методика расследования, учёта и оценки микротравм, полученных работниками в процессе производственной деятельности. Наша задача – не к ответственности кого-то привлечь за микротравму, а проанализировать, что стало причиной травмирования, чтобы впоследствии предупреждать возникновение несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания. Ведь сегодня это могут быть порез, ушиб, соринка в глазу, а завтра эти же риски могут привести к более тяжёлым последствиям. 

– В прошлом году не удалось избежать смертельных случаев на производстве. С чем они связаны? 
– Да, к сожалению, в 2017 году погибли 26 работников компании, за год до этого – 28. Чаще всего причинами смерти становятся наезд подвижного состава и поражение электрическим током. Конечно, мы прорабатываем разные технические меры, чтобы уменьшить опасность. Обсуждается, например, совершенствование коллективных систем оповещения о приближении поезда. Но надо понимать, что никакое совершенствование техники не поможет, пока не будет сформирована культура безопасности. 
Мы более трёх лет изучаем влияние человеческого фактора при происшествии и пришли к выводу, что в большинстве несчастных случаев на производстве виноваты не машины, а человек. Цифры поражают: 89% смертельных случаев произошли из-за невыполнения работниками и руководителями тех или иных требований. 
Помните вопиющий случай в ЭЧ Кандалакша? Человек поехал работать без спецодежды, попал под напряжение, погиб. А всё это время комплект защитного костюма лежал на складе. Кто виноват? Бесспорно, тот, кто направил его фактически на смерть, и он будет отвечать по закону. Мог ли работник отказаться? Конечно, мог, но наша национальная черта – играть в «русскую рулетку» и надеяться на извечный авось. 
Или вот ещё пример. В декабре прошлого года, когда пошли снегопады, работников ЭЧ Петрозаводск направили на дрезине, чтобы зафиксировать места, где оборваны высоковольтные провода, вернуться и доложить об этом. Что они сделали: подъехали, один выпрыгнул из дрезины и попал в болото, где воды по пояс и оборванный провод, второй полез его спасать. Итог – оба погибли. 

– Каким образом можно с этим бороться? 
– Вопрос дисциплины не простой. Мы обучаем сотрудников, чтобы они сознавали последствия своих поступков. Сейчас прорабатываем вопрос о создании образовательной программы по охране труда для поколения Y в Корпоративном университете РЖД – пока в рамках пилотного проекта. 
Формирование культуры безопасности – это слаженный труд. Вот скажите, кто обеспечивает безопасность труда в коллективе? Ответите: руководитель – и будете не правы. Есть руководитель предприятия, у него есть заместитель, который занимается текущей эксплуатацией, есть главный инженер предприятия, кадровик. Все они в связке обеспечивают 100% безопасности труда. К сожалению, на линейном уровне этого пока не понимают и «замыкают» все эти вопросы на одном человеке. Каждый должен понимать, какие есть риски травмирования, и учитывать это в своей работе. Только так формируется культура безопасности, которая не даёт работнику пострадать. 

– Какая роль в этом процессе отводится уполномоченным по охране труда? 
– Как я уже сказал, без вовлечения всего персонала в совершенствование технологических процессов, направленных на улучшение безопасности труда, положительных результатов не добиться. И здесь мы надеемся на понимание и активную работу наших уполномоченных лиц по охране труда. 
В ОАО «РЖД» действует визуализированная система контроля КСОТ-П (Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте). Она позволяет каждому работнику, подчёркиваю – каждому, в том числе и уполномоченному по охране труда, внести выявленное замечание. После того как в 2017 году эту систему автоматизировали, все эти замечания и несоответствия можно просмотреть в режиме реального времени и в зависимости от категории их опасности принимать адресные корректирующие меры. 
Автоматизация КСОТ-П упростила работу уполномоченных: теперь им не нужно писать отчёты о проделанной работе, так как их действия отображаются в системе. Сейчас обсуждается введение для них дополнительного стимулирования в виде доплаты или дополнительного отпуска. Все наши усилия направлены, чтобы добиться нулевого смертельного травматизма. 

– Речь о концепции Минтруда «нулевой травматизм»? 
– Эту концепцию в прошлом году представила Международная ассоциация социального обеспечения. В декабре Министерство труда и социальной защиты РФ подписало меморандум о присоединении России к движению Vision Zero, или «Нулевой травматизм». Сейчас по поручению генерального директора ОАО «РЖД» Олега Валентиновича Белозёрова мы готовим план, как нам добиться этого показателя. Это должна быть совокупность многих факторов: технологии, обучения, обстановки в коллективах, лидерства. 
Мы внимательно изучили работу в этой сфере других железнодорожных администраций. Оказалось, что наши показатели по травматизму сопоставимы. У нас есть свои проблемные места, у них – свои. Теперь нужно всё проанализировать и посмотреть, какой хороший опыт мы можем позаимствовать. 

– Одна из проблем прошлого года – срывы поставок спецодежды на сеть. Летние комплекты доотгружали в августе. В этом году нет подобных рисков? 
– Отмечу, что, несмотря на имевшее место отставание в поставках в 2017 году, план был выполнен на 100% и работники филиалов ОАО «РЖД» были обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, в том числе за счёт внутренних ресурсов – складских запасов. План поставки 2018 года полностью обеспечен конкурсными процедурами. Это позволит бесперебойно и планомерно производить отгрузки СИЗ в текущем году. 
Также мы внесли некоторые изменения в Порядок обеспечения работников ОАО «РЖД» средствами индивидуальной защиты. Во-первых, установили регламент ведения и сроков проверок личных карточек учёта СИЗ. Во-вторых, увеличили срок, который отводится филиалам на передачу в «Росжелдорснаб» ежеквартальной потребности в СИЗ и размерно-ростовочных спецификаций: с 45 дней до 120 дней до начала квартала поставки. И в-третьих, закрепили ответственность причастных филиалов ОАО «РЖД» за сроки и качество исполнения обязательств по обеспечению работников спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты. 
Кроме того, в первом квартале 2018 года мы планируем доработать единую автоматизированную систему, которая позволит формировать заявки на СИЗ в электронном виде, а также вести личные карточки учёта выдачи СИЗ до их списания. Весь процесс будет прозрачным. Представитель профсоюзной первички тоже будет участвовать в согласовании этой заявки. К апрелю 2018 года запланирована опытная эксплуатация программы. 

– Мы с вами говорили о безопасности, но важно и то, комфортно ли человеку на рабочем месте. Какие есть программы по улучшению санитарно-бытовых условий? 
– Такие программы у нас реализуют дирекции производственного блока. Самая масштабная – в Центральной дирекции инфраструктуры. Когда она только сформировалась как подразделение ОАО «РЖД», мы пытались подсчитать, сколько у нас пунктов обогрева, служебно-технических вагонов для сопровождения и проживания тех, кто занят на ремонтных работах. Долго этим занимались и в прошлом году вывели эту цифру, определились, сколько нам нужно отремонтировать и закупить, наметили финансирование. Бюджет на три года составляет порядка 1 млрд 200 млн руб. Другая программа – по улучшению освещённости на станциях. Мероприятия будем планировать с учётом направления грузопотока и интенсивности работы. На три года на это заложено примерно 3 млрд руб. Не могу не сказать о программе по улучшению условий труда женщин в Центральной дирекции движения (ЦД). Предваряя ваш вопрос, почему именно здесь, замечу, что представительниц слабого пола в ЦД много – сигналисты, дежурные по станции, – а работа тяжёлая. Женщина-сигналист наравне с мужчинами устанавливает тормозные башмаки. Но есть же технические возможности, чтобы они не носили их вручную, есть механизмы. За три года мы планируем улучшить условия труда более 1,6 тыс. сотрудниц ЦД. 

– К слову, об условиях труда женщин в компании. Не считаете ли вы, что при нынешнем техническом прогрессе не допускать их до некоторых профессий – анахронизм? 
– Для начала напомню, что условия труда женщин в России регулируются двумя нормативными документами. Это СанПиН «Гигиенические требования к условиям труда женщин» и утверждённый постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года Перечень работ, на которых запрещается применение труда женщин. СанПиН запрещает женщинам трудиться на любых рабочих местах с вредными условиями труда. Требование сегодня вообще невыполнимое. В Перечне работ указаны уже конкретные профессии, недоступные прекрасному полу. В частности, 30-й раздел посвящён железнодорожному транспорту и включает такие профессии, как машинист и помощник машиниста локомотива, составитель поездов, аккумуляторщик, кочегар паровоза. 
В 2017 году Минтруд инициировал совещания по пересмотру указанного перечня с учётом изменения наименования профессий и внедрения новых технологий. В работе одного из них принимали участие представители ОАО «РЖД» и Роспрофжела. По его итогам Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля совместно с филиалами производственного блока проанализировал перечень профессий, по которым запрещено применение труда женщин на железнодорожном транспорте. 
Мы пришли к выводу, что использование перечня в современных условиях необъективно и может допускать дискриминацию женского труда. Практика проведения специальной оценки условий труда показывает, что на рабочих местах одних и тех же профессий они могут быть разными, например условия труда в электропоездах «Сапсан» и «Ласточка» будут значительно отличаться от условий труда в других моторвагонных составах. Поэтому каждое рабочее место необходимо рассматривать отдельно с учётом имеющихся на нём условий труда. 
Мы предлагаем упразднить Перечень и внести изменения в СанПиН. Установить критерии, по которым работодатель на основании результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, по согласованию с профсоюзом, будет сам формировать перечни рабочих мест (профессий) с ограниченным применением труда женщин. Переработкой критериев, которые связаны с «вредностью», с медицинскими показателями, будут заниматься научные институты. 

Мария Хлопотина

Комментарии
    5

125 дней назад

q2j0e3
iabz1m
http://www.jrekg.info/#viagra-online - buy viagra online
jpxcx7
<a href="http://www.jrekg.info">buy viagra</a>
avtbqt
http://www.nncxv.info/#generic-cialis-online - generic cialis online
vn2udk
<a href="http://www.nncxv.info">generic cialis online</a>

124 дней назад

bh6wla
y3i512
http://www.jrekg.info/#viagra - viagra online
k7rg3h
<a href="http://www.jrekg.info">buy generic viagra</a>
0vemcv
http://www.nncxv.info/#cialis - buy generic cialis
h0mg24
<a href="http://www.nncxv.info">buy generic cialis</a>
qejivs
<a href="http://directrose.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=www.babyway.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=nncxv.info">link</a>

124 дней назад

hobria
bxcqsm
http://www.jrekg.info/#generic-viagra-online - viagra coupon
jxwemi
<a href="http://www.jrekg.info">viagra coupon</a>
ij3kq7
http://www.nncxv.info/#order-cialis - cialis
taxv34
<a href="http://www.nncxv.info">buy cialis</a>
c1jjor
<a href="http://software-engine.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=jrekg.info">link</a>

124 дней назад

9g90ev
msm5vg
http://www.jrekg.info/#buy-viagra-online - order viagra
02ywkl
<a href="http://www.jrekg.info">viagra</a>
ur51wb
http://www.nncxv.info/#buy-cialis-online - buy cialis
fccf1f
<a href="http://www.nncxv.info">buy generic cialis</a>
5q95ot
<a href="http://nosleeptv.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=nncxv.info">link</a>

123 дней назад

e5evd1
vwfj82
http://www.jrekg.info/#cheap-viagra-online - cheap viagra
w8kogz
<a href="http://www.jrekg.info">generic viagra online</a>
piqof5
http://www.nncxv.info/#generic-cialis-online - buy cialis online
2req8p
<a href="http://www.nncxv.info">cheap cialis online</a>
10v7jx
http://ww41.budde.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=jrekg.info
Защита от автоматических сообщений