Новости

Игорь Беляков: "Нашу кредитоспособность оценивает рынок, а не рейтинговые агентства"

Уже второе международное рейтинговое агентство понизило кредитный рейтинг РФ до "спекулятивного". Игорь Беляков, руководитель направления "Финансовые рынки" Экономической экспертной группы объяснил, почему это произошло

Игорь Беляков: "Нашу кредитоспособность оценивает рынок, а не рейтинговые агентства"
фото: Игорь Беляков, эксперт Экономической экспертной группы / Gudok.ru

 

 — Нередко международные рейтинговые агентства обвиняют в том, что их оценки кредитоспособности РФ предвзяты и политически мотивированы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

 

— Я лично не склонен считать, что эти решения были политически мотивированными. Действительно, они учитывали геополитические риски. Но я не считаю, что рейтинговые агентства поступили непрофессионально. Я считаю, что это решение было взвешенным. Были рассмотрены различные компоненты суверенной кредитоспособности РФ. И какие-то из них у нас находятся на достойном уровне: небольшой размер госдолга, что неоднократно повторялось, может быть самый низкий в G20 (разве что с Саудовской Аравией мы конкурируем по этому показателю). У нас пока большие резервы — и резервы Банка России, и фонды Минфина. Все еще положительный счет текущих операций платежного баланса — и это тоже хороший фактор устойчивости.

 

— Этого недостаточно, чтобы инвесторы убедились в нашей кредитоспособности? 

 

— Сами по себе эти показатели привели бы нас в категорию А, то есть высокой кредитоспособности, по шкале рейтинговых агентств. Но другие факторы, в том числе политические, оцениваются гораздо ниже, чем тот рейтинг уровня "ВВ+", который нам присвоен. То есть часть факторов у нас характерна для более высокого рейтинга, а часть — для более низкого. И в результате мы получили то, что имеем. То есть, о взвешенной оценке ситуации агентствами можно судить по тому, что несмотря на упомянутые позитивные факторы, рынок оценивает нашу кредитоспособность еще ниже. Если вы посмотрите на доходность суверенных облигаций — и внешних и внутренних, — на стоимость CDS (т.н. страховки от дефолта заемщика по облигациям), то увидите, что они  находятся на уровнях, которые соответствуют странам с рейтингом “B” или еще ниже.

 

— В сообщении агентства Moody’s, которое последним понизило нам рейтинг, говорится преимущественно о политических факторах, повлиявших на его решение. Но практически не говорится об экономических показателях, которые характеризуют РФ как заемщика. Неужели для агентства политика главнее экономики?

 

— Здесь нет какого-то разрыва между политикой и экономикой. Агентства учитывают те геополитические факторы, которые имеют прямое влияние на экономические показатели. Ведь в финансовом мире многое основано на доверии, на оценке будущих перспектив. И показатели спроса и предложения на рынке также зависят от политических факторов. Спрос и предложение со стороны инвесторов на облигации эмитента напрямую зависят от политической ситуации. И когда она ухудшается, то и инвесторы начинают уходить с рынка.

 

— Мог ли повлиять на решение рейтинговых агентств высокий уровень долговой нагрузки российских госкомпаний, обязательства которых принято считать как квазисуверенный долг?

 

— Да, конечно, это тоже было учтено. Хотя размер неявных обязательств бюджета сложно оценить точно. Но даже с учетом квазисуверенного долга, обязательства государства в совокупности не превышают 30—40% ВВП. Это невысокий долг. Так, по Маастрихтскому соглашению, ориентиром приемлемого уровня госдолга для стран Еврозоны был установлен показатель 60% ВВП. У нас, как видите, ниже, даже с учетом квази-суверенного долга. Хотя размер этих обязательств увеличивается при реализации антикризисных мер.

 

— Влияет ли на суверенный рейтинг России тот факт, что не так давно, в 1998 году, наша страна допустила дефолт по своим обязательствам? Как долго еще нам будут напоминать об этом при определении нашей кредитоспособности?

 

— Я не думаю, что сейчас на рейтинг это сильно повлияло. Если говорить о формирующихся рынках, то для них брать какой-то длинный период для оценки кредитоспособности не имеет смысла, поскольку в этих странах быстро меняются экономические условия. У нас в 1998 году были радикально другие условия. Госдолг был значительно выше, причем  преобладал валютный долг,  который после кратной девальвации превысил 100% ВВП. Очень высокая инфляция — гораздо выше, чем сейчас. Несколько лет подряд наблюдался обвал экономики. Если факт тогдашнего дефолта и был упомянут, то фактического влияния на решение агентств он не оказал.


Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей.

Другие новости по теме

Лучшие на сети | Среда | 21.02.2018 | 11:54
«Гудок» публикует результаты сетевого соревнования коллективов железных дорог и структурных подразделений холдинга «Российские железные дороги» за 2017 год
Читать полностью
Пассажирские перевозки | Среда | 21.02.2018 | 03:09
Новый маршрут разработан специально для любителей горнолыжного спорта
Читать полностью
Социальная политика | Вторник | 20.02.2018 | 23:12
Активных молодых сотрудников продвигают по карьерной лестнице
Читать полностью
Социальная политика | Вторник | 20.02.2018 | 22:58
Межрегиональный туристский образовательный проект Куйбышевского филиала АО «ФПК» «Вагон знаний» победил в номинации «Развитие туристического потенциала региона» Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития регионов
Читать полностью
Первые лица | Вторник | 20.02.2018 | 22:43
Начало этого года ознаменовалось для Северо-Кавказской дороги победой в сетевом соревновании за четвёртый квартал 2017-го, а также рекордной выгрузкой на припортовых станциях. О том, как этого удалось добиться, а также о планах дальнейшего развития «Гудку» рассказал начальник Северо-Кавказской дороги Владимир Пястолов.
Читать полностью
Пассажирские перевозки | Вторник | 20.02.2018 | 22:28
Железнодорожники возрождают культурное наследие
Читать полностью
Первые лица | Вторник | 20.02.2018 | 12:04
Этот год в компании объявлен Годом улучшения условий труда и производственного быта. Как идёт «оздоровление» рабочих мест, что скрывается за концепцией «нулевого травматизма» и возможно ли, чтобы женщины работали машинистами поездов, «Гудку» рассказал начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Пётр Потапов.
Читать полностью
Грузовые перевозки | Понедельник | 19.02.2018 | 23:38
ОАО «РЖД» обеспечит экспорт зерна из удалённых областей
Читать полностью
Инфраструктура | Понедельник | 19.02.2018 | 11:29
Совокупная грузовая база транспортного коридора Европа - Китай оценивается в несколько миллионов тонн, а время в пути транзитных поездов через Россию можно сократить до трех дней. При этом высокодоходные грузы целесообразно возить в переоборудованных пассажирских вагонах. Об этом на конференции «Транспорт и логистика 2.0», организованной ИД «Коммерсантъ», рассказал президент Центра экономической инфраструктуры Владимир Косой.  
Читать полностью
Инфраструктура | Воскресенье | 18.02.2018 | 23:08
Об особенностях работы над проектом ВСМ, об уникальных компетенциях, приобретенных в ходе этой работы, и о конкуренции с Hyperloop «Гудку» рассказал первый заместитель генерального директора АО «Мосгипротранс» Максим Сухарев
Читать полностью