Новости

Игорь Беляков: "Нашу кредитоспособность оценивает рынок, а не рейтинговые агентства"

Уже второе международное рейтинговое агентство понизило кредитный рейтинг РФ до "спекулятивного". Игорь Беляков, руководитель направления "Финансовые рынки" Экономической экспертной группы объяснил, почему это произошло

Игорь Беляков: "Нашу кредитоспособность оценивает рынок, а не рейтинговые агентства"
фото: Игорь Беляков, эксперт Экономической экспертной группы / Gudok.ru

 

 — Нередко международные рейтинговые агентства обвиняют в том, что их оценки кредитоспособности РФ предвзяты и политически мотивированы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

 

— Я лично не склонен считать, что эти решения были политически мотивированными. Действительно, они учитывали геополитические риски. Но я не считаю, что рейтинговые агентства поступили непрофессионально. Я считаю, что это решение было взвешенным. Были рассмотрены различные компоненты суверенной кредитоспособности РФ. И какие-то из них у нас находятся на достойном уровне: небольшой размер госдолга, что неоднократно повторялось, может быть самый низкий в G20 (разве что с Саудовской Аравией мы конкурируем по этому показателю). У нас пока большие резервы — и резервы Банка России, и фонды Минфина. Все еще положительный счет текущих операций платежного баланса — и это тоже хороший фактор устойчивости.

 

— Этого недостаточно, чтобы инвесторы убедились в нашей кредитоспособности? 

 

— Сами по себе эти показатели привели бы нас в категорию А, то есть высокой кредитоспособности, по шкале рейтинговых агентств. Но другие факторы, в том числе политические, оцениваются гораздо ниже, чем тот рейтинг уровня "ВВ+", который нам присвоен. То есть часть факторов у нас характерна для более высокого рейтинга, а часть — для более низкого. И в результате мы получили то, что имеем. То есть, о взвешенной оценке ситуации агентствами можно судить по тому, что несмотря на упомянутые позитивные факторы, рынок оценивает нашу кредитоспособность еще ниже. Если вы посмотрите на доходность суверенных облигаций — и внешних и внутренних, — на стоимость CDS (т.н. страховки от дефолта заемщика по облигациям), то увидите, что они  находятся на уровнях, которые соответствуют странам с рейтингом “B” или еще ниже.

 

— В сообщении агентства Moody’s, которое последним понизило нам рейтинг, говорится преимущественно о политических факторах, повлиявших на его решение. Но практически не говорится об экономических показателях, которые характеризуют РФ как заемщика. Неужели для агентства политика главнее экономики?

 

— Здесь нет какого-то разрыва между политикой и экономикой. Агентства учитывают те геополитические факторы, которые имеют прямое влияние на экономические показатели. Ведь в финансовом мире многое основано на доверии, на оценке будущих перспектив. И показатели спроса и предложения на рынке также зависят от политических факторов. Спрос и предложение со стороны инвесторов на облигации эмитента напрямую зависят от политической ситуации. И когда она ухудшается, то и инвесторы начинают уходить с рынка.

 

— Мог ли повлиять на решение рейтинговых агентств высокий уровень долговой нагрузки российских госкомпаний, обязательства которых принято считать как квазисуверенный долг?

 

— Да, конечно, это тоже было учтено. Хотя размер неявных обязательств бюджета сложно оценить точно. Но даже с учетом квазисуверенного долга, обязательства государства в совокупности не превышают 30—40% ВВП. Это невысокий долг. Так, по Маастрихтскому соглашению, ориентиром приемлемого уровня госдолга для стран Еврозоны был установлен показатель 60% ВВП. У нас, как видите, ниже, даже с учетом квази-суверенного долга. Хотя размер этих обязательств увеличивается при реализации антикризисных мер.

 

— Влияет ли на суверенный рейтинг России тот факт, что не так давно, в 1998 году, наша страна допустила дефолт по своим обязательствам? Как долго еще нам будут напоминать об этом при определении нашей кредитоспособности?

 

— Я не думаю, что сейчас на рейтинг это сильно повлияло. Если говорить о формирующихся рынках, то для них брать какой-то длинный период для оценки кредитоспособности не имеет смысла, поскольку в этих странах быстро меняются экономические условия. У нас в 1998 году были радикально другие условия. Госдолг был значительно выше, причем  преобладал валютный долг,  который после кратной девальвации превысил 100% ВВП. Очень высокая инфляция — гораздо выше, чем сейчас. Несколько лет подряд наблюдался обвал экономики. Если факт тогдашнего дефолта и был упомянут, то фактического влияния на решение агентств он не оказал.


Другие новости по теме

Инфраструктура | Пятница | 23.06.2017 | 13:58
Обзор значимых и ярких публикаций в «Гудке» с 15 по 16 июня
Читать полностью
Инфраструктура | Четверг | 22.06.2017 | 19:37
«Фотофиниш» – рубрика газеты «Гудок» и портала Gudok.ru. Это главные новости железнодорожного транспорта в иллюстрациях. Каждую неделю редакция «Гудка» выбирает наиболее важные события, которые попали в объектив фотографов издательского дома и информационных агентств
Читать полностью
Грузовые перевозки | Четверг | 22.06.2017 | 18:31
Дополнительные доходы компания направит на ремонт инфраструктуры и локомотивов
Читать полностью
Инфраструктура | Среда | 21.06.2017 | 19:45
Холдинг намерен участвовать в тендере на концессию железнодорожной ветки «Север – Юг» в Бразилии
Читать полностью
Грузовые перевозки | Среда | 21.06.2017 | 18:04
Как повысить эффективность эксплуатации тяги на путях необщего пользования
Читать полностью
Инфраструктура | Вторник | 20.06.2017 | 19:18
Это будет уже 26-я детская магистраль в структуре РЖД
Читать полностью
Пассажирские перевозки | Понедельник | 19.06.2017 | 19:35
Новые вагоны будут включаться в первую очередь в состав фирменных поездов
Читать полностью
Грузовые перевозки | Понедельник | 19.06.2017 | 13:20
Реализация плана позволит переориентировать с сухопутных маршрутов на паромную линию часть грузопотока Калининградской области
Читать полностью
Инфраструктура | Понедельник | 19.06.2017 | 11:33
О том, какие цифровые технологии  ОАО «Российские железные дороги» применяет сейчас и планирует применить в будущем, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям Евгений Чаркин рассказал на международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнёрство 1520».
Читать полностью
Инфраструктура | Воскресенье | 18.06.2017 | 17:45
Помогать в строительстве ВСМ на евразийском пространстве будет китайская компания CREC
Читать полностью

Новости

23.06 Пятница
13:58
22.06 Четверг
19:37
18:31
Array ( [ID] => 1376721 [~ID] => 1376721 [IBLOCK_ID] => 49 [~IBLOCK_ID] => 49 [ACTIVE_FROM] => 21.06.2017 12:46:00 [~ACTIVE_FROM] => 21.06.2017 12:46:00 [NAME] => Рост автомобильного рынка открывает перспективы для производителей и дилеров [~NAME] => Рост автомобильного рынка открывает перспективы для производителей и дилеров [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [DETAIL_PAGE_URL] => /news/?ID=1376721 [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/?ID=1376721 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => rost_avtomobilnogo_rynka_otkryvaet_perspektivy_dlya_proizvoditeley_i_dilerov [~CODE] => rost_avtomobilnogo_rynka_otkryvaet_perspektivy_dlya_proizvoditeley_i_dilerov [EXTERNAL_ID] => 1376721 [~EXTERNAL_ID] => 1376721 [IBLOCK_SECTION_ID] => 38749 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 38749 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => NEWS [~IBLOCK_CODE] => NEWS [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 49 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 49 [LID] => ru [~LID] => ru [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 21.06.17 12:46 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) )