Новости

16 ч
19 ч

Игорь Беляков: "Нашу кредитоспособность оценивает рынок, а не рейтинговые агентства"

Уже второе международное рейтинговое агентство понизило кредитный рейтинг РФ до "спекулятивного". Игорь Беляков, руководитель направления "Финансовые рынки" Экономической экспертной группы объяснил, почему это произошло

Игорь Беляков: "Нашу кредитоспособность оценивает рынок, а не рейтинговые агентства"
фото: Игорь Беляков, эксперт Экономической экспертной группы / Gudok.ru

 

 — Нередко международные рейтинговые агентства обвиняют в том, что их оценки кредитоспособности РФ предвзяты и политически мотивированы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

 

— Я лично не склонен считать, что эти решения были политически мотивированными. Действительно, они учитывали геополитические риски. Но я не считаю, что рейтинговые агентства поступили непрофессионально. Я считаю, что это решение было взвешенным. Были рассмотрены различные компоненты суверенной кредитоспособности РФ. И какие-то из них у нас находятся на достойном уровне: небольшой размер госдолга, что неоднократно повторялось, может быть самый низкий в G20 (разве что с Саудовской Аравией мы конкурируем по этому показателю). У нас пока большие резервы — и резервы Банка России, и фонды Минфина. Все еще положительный счет текущих операций платежного баланса — и это тоже хороший фактор устойчивости.

 

— Этого недостаточно, чтобы инвесторы убедились в нашей кредитоспособности? 

 

— Сами по себе эти показатели привели бы нас в категорию А, то есть высокой кредитоспособности, по шкале рейтинговых агентств. Но другие факторы, в том числе политические, оцениваются гораздо ниже, чем тот рейтинг уровня "ВВ+", который нам присвоен. То есть часть факторов у нас характерна для более высокого рейтинга, а часть — для более низкого. И в результате мы получили то, что имеем. То есть, о взвешенной оценке ситуации агентствами можно судить по тому, что несмотря на упомянутые позитивные факторы, рынок оценивает нашу кредитоспособность еще ниже. Если вы посмотрите на доходность суверенных облигаций — и внешних и внутренних, — на стоимость CDS (т.н. страховки от дефолта заемщика по облигациям), то увидите, что они  находятся на уровнях, которые соответствуют странам с рейтингом “B” или еще ниже.

 

— В сообщении агентства Moody’s, которое последним понизило нам рейтинг, говорится преимущественно о политических факторах, повлиявших на его решение. Но практически не говорится об экономических показателях, которые характеризуют РФ как заемщика. Неужели для агентства политика главнее экономики?

 

— Здесь нет какого-то разрыва между политикой и экономикой. Агентства учитывают те геополитические факторы, которые имеют прямое влияние на экономические показатели. Ведь в финансовом мире многое основано на доверии, на оценке будущих перспектив. И показатели спроса и предложения на рынке также зависят от политических факторов. Спрос и предложение со стороны инвесторов на облигации эмитента напрямую зависят от политической ситуации. И когда она ухудшается, то и инвесторы начинают уходить с рынка.

 

— Мог ли повлиять на решение рейтинговых агентств высокий уровень долговой нагрузки российских госкомпаний, обязательства которых принято считать как квазисуверенный долг?

 

— Да, конечно, это тоже было учтено. Хотя размер неявных обязательств бюджета сложно оценить точно. Но даже с учетом квазисуверенного долга, обязательства государства в совокупности не превышают 30—40% ВВП. Это невысокий долг. Так, по Маастрихтскому соглашению, ориентиром приемлемого уровня госдолга для стран Еврозоны был установлен показатель 60% ВВП. У нас, как видите, ниже, даже с учетом квази-суверенного долга. Хотя размер этих обязательств увеличивается при реализации антикризисных мер.

 

— Влияет ли на суверенный рейтинг России тот факт, что не так давно, в 1998 году, наша страна допустила дефолт по своим обязательствам? Как долго еще нам будут напоминать об этом при определении нашей кредитоспособности?

 

— Я не думаю, что сейчас на рейтинг это сильно повлияло. Если говорить о формирующихся рынках, то для них брать какой-то длинный период для оценки кредитоспособности не имеет смысла, поскольку в этих странах быстро меняются экономические условия. У нас в 1998 году были радикально другие условия. Госдолг был значительно выше, причем  преобладал валютный долг,  который после кратной девальвации превысил 100% ВВП. Очень высокая инфляция — гораздо выше, чем сейчас. Несколько лет подряд наблюдался обвал экономики. Если факт тогдашнего дефолта и был упомянут, то фактического влияния на решение агентств он не оказал.


Другие новости по теме

Пассажирские перевозки | Понедельник | 23.04.2018 | 23:05
Упор в подготовке волонтёров, которые будут работать с гостями чемпионата мира, сделан на знание специфики транспортной инфраструктуры
Читать полностью
Социальная политика | Понедельник | 23.04.2018 | 19:41
Кроме того, планируется ввод в эксплуатацию второго 16-квартирного дома на станции Кутейниково для работников новой линии Журавка – Миллерово
Читать полностью
Социальная политика | Воскресенье | 22.04.2018 | 21:04
Почти сто лет железнодорожники поддерживают традицию субботников
Читать полностью
Первые лица | Воскресенье | 22.04.2018 | 18:28
Ушедшего на заслуженный отдых Анатолия Володько сменил Сергей Задорин
Читать полностью
Социальная политика | Воскресенье | 22.04.2018 | 18:02
В детских садах и школах ОАО «РЖД» в пятницу стартовала экологическая неделя, приуроченная к всемирному Дню Земли – 22 апреля
Читать полностью
Первые лица | Воскресенье | 22.04.2018 | 17:06
Борьба с коррупцией – дело каждого работника «Российских железных дорог»
Читать полностью
Инфраструктура | Воскресенье | 22.04.2018 | 16:42
Правительство РФ на официальном интернет-портале правовой информации опубликовало постановление «Об утверждении критериев отнесения железнодорожных путей общего пользования к малоинтенсивным линиям (участкам)»
Читать полностью
Итоги | Суббота | 21.04.2018 | 14:08
Обзор значимых и ярких публикаций в «Гудке» с 16 по 20 апреля
Читать полностью
Инфраструктура | Пятница | 20.04.2018 | 15:51
Независимый эксперт IT-отрасли Павел Терентьев  и начальник управления информационных технологий ОАО Центральная пригородная пассажирская компания Игорь Евдокимов о ключевых тенденциях внедрения цифровых технологий в железнодорожном транспорте.
Читать полностью
Итоги | Пятница | 20.04.2018 | 14:53
Каждую неделю редакция «Гудка» выбирает наиболее важные события железнодорожного транспорта, которые попали в объектив фотографов издательского дома и информационных агентств
Читать полностью