Новости

1 ч

Игорь Беляков: "Нашу кредитоспособность оценивает рынок, а не рейтинговые агентства"

Уже второе международное рейтинговое агентство понизило кредитный рейтинг РФ до "спекулятивного". Игорь Беляков, руководитель направления "Финансовые рынки" Экономической экспертной группы объяснил, почему это произошло

Игорь Беляков: "Нашу кредитоспособность оценивает рынок, а не рейтинговые агентства"
фото: Игорь Беляков, эксперт Экономической экспертной группы / Gudok.ru

 

 — Нередко международные рейтинговые агентства обвиняют в том, что их оценки кредитоспособности РФ предвзяты и политически мотивированы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

 

— Я лично не склонен считать, что эти решения были политически мотивированными. Действительно, они учитывали геополитические риски. Но я не считаю, что рейтинговые агентства поступили непрофессионально. Я считаю, что это решение было взвешенным. Были рассмотрены различные компоненты суверенной кредитоспособности РФ. И какие-то из них у нас находятся на достойном уровне: небольшой размер госдолга, что неоднократно повторялось, может быть самый низкий в G20 (разве что с Саудовской Аравией мы конкурируем по этому показателю). У нас пока большие резервы — и резервы Банка России, и фонды Минфина. Все еще положительный счет текущих операций платежного баланса — и это тоже хороший фактор устойчивости.

 

— Этого недостаточно, чтобы инвесторы убедились в нашей кредитоспособности? 

 

— Сами по себе эти показатели привели бы нас в категорию А, то есть высокой кредитоспособности, по шкале рейтинговых агентств. Но другие факторы, в том числе политические, оцениваются гораздо ниже, чем тот рейтинг уровня "ВВ+", который нам присвоен. То есть часть факторов у нас характерна для более высокого рейтинга, а часть — для более низкого. И в результате мы получили то, что имеем. То есть, о взвешенной оценке ситуации агентствами можно судить по тому, что несмотря на упомянутые позитивные факторы, рынок оценивает нашу кредитоспособность еще ниже. Если вы посмотрите на доходность суверенных облигаций — и внешних и внутренних, — на стоимость CDS (т.н. страховки от дефолта заемщика по облигациям), то увидите, что они  находятся на уровнях, которые соответствуют странам с рейтингом “B” или еще ниже.

 

— В сообщении агентства Moody’s, которое последним понизило нам рейтинг, говорится преимущественно о политических факторах, повлиявших на его решение. Но практически не говорится об экономических показателях, которые характеризуют РФ как заемщика. Неужели для агентства политика главнее экономики?

 

— Здесь нет какого-то разрыва между политикой и экономикой. Агентства учитывают те геополитические факторы, которые имеют прямое влияние на экономические показатели. Ведь в финансовом мире многое основано на доверии, на оценке будущих перспектив. И показатели спроса и предложения на рынке также зависят от политических факторов. Спрос и предложение со стороны инвесторов на облигации эмитента напрямую зависят от политической ситуации. И когда она ухудшается, то и инвесторы начинают уходить с рынка.

 

— Мог ли повлиять на решение рейтинговых агентств высокий уровень долговой нагрузки российских госкомпаний, обязательства которых принято считать как квазисуверенный долг?

 

— Да, конечно, это тоже было учтено. Хотя размер неявных обязательств бюджета сложно оценить точно. Но даже с учетом квазисуверенного долга, обязательства государства в совокупности не превышают 30—40% ВВП. Это невысокий долг. Так, по Маастрихтскому соглашению, ориентиром приемлемого уровня госдолга для стран Еврозоны был установлен показатель 60% ВВП. У нас, как видите, ниже, даже с учетом квази-суверенного долга. Хотя размер этих обязательств увеличивается при реализации антикризисных мер.

 

— Влияет ли на суверенный рейтинг России тот факт, что не так давно, в 1998 году, наша страна допустила дефолт по своим обязательствам? Как долго еще нам будут напоминать об этом при определении нашей кредитоспособности?

 

— Я не думаю, что сейчас на рейтинг это сильно повлияло. Если говорить о формирующихся рынках, то для них брать какой-то длинный период для оценки кредитоспособности не имеет смысла, поскольку в этих странах быстро меняются экономические условия. У нас в 1998 году были радикально другие условия. Госдолг был значительно выше, причем  преобладал валютный долг,  который после кратной девальвации превысил 100% ВВП. Очень высокая инфляция — гораздо выше, чем сейчас. Несколько лет подряд наблюдался обвал экономики. Если факт тогдашнего дефолта и был упомянут, то фактического влияния на решение агентств он не оказал.


Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей.

Другие новости по теме

Инфраструктура | Понедельник | 11.12.2017 | 21:05
Станция Зайцевка принимает на себя всех пассажиров поездов ФПК, которые живут в окрестных населённых пунктах
Читать полностью
Грузовые перевозки | Воскресенье | 10.12.2017 | 23:37
Результат погрузки достигнут за счёт чёткого планирования и взаимодействия между участниками перевозочного процесса
Читать полностью
Спорт | Воскресенье | 10.12.2017 | 17:48

Новосибирский «Локомотив» уверенно стартовал в волейбольной Лиге чемпионов и продолжил победную серию в чемпионате России
Читать полностью
Итоги | Пятница | 08.12.2017 | 17:19
Обзор значимых и ярких публикаций в «Гудке» с 4 по 8 декабря
Читать полностью
Инфраструктура | Среда | 06.12.2017 | 22:39
В 2017 году ОАО «Российские железные дороги» потратит на природоохранную деятельность 5 млрд рублей
Читать полностью
Пассажирские перевозки | Среда | 06.12.2017 | 20:08
Эксперты и участники рынка рассказали Gudok.ru, как применить лизинг и субсидии государства для закупки новых электричек
Читать полностью
Машиностроение | Среда | 06.12.2017 | 13:35
Каковы состояние и перспективы развития рынка лизинга железнодорожной техники, при каких условиях возможно обновление парка пригородных электропоездов, что будет с доходностью грузоперевозок? Об этом сайту Gudok.ru рассказал в интервью первый заместитель генерального директора ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» Антон Борисевич.
Читать полностью
Инфраструктура | Вторник | 05.12.2017 | 23:01
Этапность в проектировании уже позволила пропускать по новой инфраструктуре до трети дополнительного грузопотока по направлению к портам Юга
Читать полностью
Пассажирские перевозки | Понедельник | 04.12.2017 | 23:26
Компания организует дополнительные рейсы для маленьких пассажиров и проконтролирует безопасность школьников на вокзалах
Читать полностью
Итоги | Воскресенье | 03.12.2017 | 23:22
Обзор значимых и ярких публикаций в «Гудке» с 27 ноября по 1 декабря
Читать полностью