Новости

2 ч
2 ч
3 ч
3 ч
4 ч
9 ч
3 д

Реклама

Игорь Беляков: "Нашу кредитоспособность оценивает рынок, а не рейтинговые агентства"

Уже второе международное рейтинговое агентство понизило кредитный рейтинг РФ до "спекулятивного". Игорь Беляков, руководитель направления "Финансовые рынки" Экономической экспертной группы объяснил, почему это произошло

Игорь Беляков: "Нашу кредитоспособность оценивает рынок, а не рейтинговые агентства"
фото: Игорь Беляков, эксперт Экономической экспертной группы / Gudok.ru

 

 — Нередко международные рейтинговые агентства обвиняют в том, что их оценки кредитоспособности РФ предвзяты и политически мотивированы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

 

— Я лично не склонен считать, что эти решения были политически мотивированными. Действительно, они учитывали геополитические риски. Но я не считаю, что рейтинговые агентства поступили непрофессионально. Я считаю, что это решение было взвешенным. Были рассмотрены различные компоненты суверенной кредитоспособности РФ. И какие-то из них у нас находятся на достойном уровне: небольшой размер госдолга, что неоднократно повторялось, может быть самый низкий в G20 (разве что с Саудовской Аравией мы конкурируем по этому показателю). У нас пока большие резервы — и резервы Банка России, и фонды Минфина. Все еще положительный счет текущих операций платежного баланса — и это тоже хороший фактор устойчивости.

 

— Этого недостаточно, чтобы инвесторы убедились в нашей кредитоспособности? 

 

— Сами по себе эти показатели привели бы нас в категорию А, то есть высокой кредитоспособности, по шкале рейтинговых агентств. Но другие факторы, в том числе политические, оцениваются гораздо ниже, чем тот рейтинг уровня "ВВ+", который нам присвоен. То есть часть факторов у нас характерна для более высокого рейтинга, а часть — для более низкого. И в результате мы получили то, что имеем. То есть, о взвешенной оценке ситуации агентствами можно судить по тому, что несмотря на упомянутые позитивные факторы, рынок оценивает нашу кредитоспособность еще ниже. Если вы посмотрите на доходность суверенных облигаций — и внешних и внутренних, — на стоимость CDS (т.н. страховки от дефолта заемщика по облигациям), то увидите, что они  находятся на уровнях, которые соответствуют странам с рейтингом “B” или еще ниже.

 

— В сообщении агентства Moody’s, которое последним понизило нам рейтинг, говорится преимущественно о политических факторах, повлиявших на его решение. Но практически не говорится об экономических показателях, которые характеризуют РФ как заемщика. Неужели для агентства политика главнее экономики?

 

— Здесь нет какого-то разрыва между политикой и экономикой. Агентства учитывают те геополитические факторы, которые имеют прямое влияние на экономические показатели. Ведь в финансовом мире многое основано на доверии, на оценке будущих перспектив. И показатели спроса и предложения на рынке также зависят от политических факторов. Спрос и предложение со стороны инвесторов на облигации эмитента напрямую зависят от политической ситуации. И когда она ухудшается, то и инвесторы начинают уходить с рынка.

 

— Мог ли повлиять на решение рейтинговых агентств высокий уровень долговой нагрузки российских госкомпаний, обязательства которых принято считать как квазисуверенный долг?

 

— Да, конечно, это тоже было учтено. Хотя размер неявных обязательств бюджета сложно оценить точно. Но даже с учетом квазисуверенного долга, обязательства государства в совокупности не превышают 30—40% ВВП. Это невысокий долг. Так, по Маастрихтскому соглашению, ориентиром приемлемого уровня госдолга для стран Еврозоны был установлен показатель 60% ВВП. У нас, как видите, ниже, даже с учетом квази-суверенного долга. Хотя размер этих обязательств увеличивается при реализации антикризисных мер.

 

— Влияет ли на суверенный рейтинг России тот факт, что не так давно, в 1998 году, наша страна допустила дефолт по своим обязательствам? Как долго еще нам будут напоминать об этом при определении нашей кредитоспособности?

 

— Я не думаю, что сейчас на рейтинг это сильно повлияло. Если говорить о формирующихся рынках, то для них брать какой-то длинный период для оценки кредитоспособности не имеет смысла, поскольку в этих странах быстро меняются экономические условия. У нас в 1998 году были радикально другие условия. Госдолг был значительно выше, причем  преобладал валютный долг,  который после кратной девальвации превысил 100% ВВП. Очень высокая инфляция — гораздо выше, чем сейчас. Несколько лет подряд наблюдался обвал экономики. Если факт тогдашнего дефолта и был упомянут, то фактического влияния на решение агентств он не оказал.


Другие материалы автора

Другие новости по теме

Грузовые перевозки | Воскресенье | 21.10.2018 | 23:11
Локомотивы 2ТЭ25КМ «Пересвет» способны обеспечить перевозку поездов массой до 6 тыс. тонн
Читать полностью
Грузовые перевозки | Воскресенье | 21.10.2018 | 23:01
Участники Совета по железнодорожному транспорту договорились о введении с 1 февраля 2019 года формы пересылочной накладной на перевозку порожних вагонов инвентарного парка
Читать полностью
Наука и образование | Воскресенье | 21.10.2018 | 22:47
Готовятся к открытию ещё два «Кванториума РЖД», создаваемые Свердловской и Приволжской магистралями
Читать полностью
Первые лица | Воскресенье | 21.10.2018 | 22:39
В декабре 2019 года истекает срок действующего Отраслевого соглашения, в объединении работодателей железнодорожного транспорта «Желдортранс» уже начали сбор предложений от предприятий по содержанию будущего документа. О том, каким будет Отраслевое соглашение на 2020–2022 годы, как скажется на отрасли внедрение системы независимой оценки квалификаций и какие законы могут поменять жизнь железнодорожного транспорта, «Гудок» побеседовал с генеральным директором «Желдортранса» Сергеем Чаплинским.  
Читать полностью
Итоги | Воскресенье | 21.10.2018 | 21:53
Обзор значимых и ярких публикаций в «Гудке» с 15 по 19 октября
Читать полностью
Итоги | Воскресенье | 21.10.2018 | 16:40
Каждую неделю редакция «Гудка» выбирает наиболее важные события, которые попали в объектив фотографов издательского дома и информационных агентств
Читать полностью
Машиностроение | Четверг | 18.10.2018 | 23:45
Заказ на ремонт и ввод в эксплуатацию семи паровозов уже сделала Приволжская дорога, ещё по одной машине в Сенной подготовят для Куйбышевской и Горьковской магистралей
Читать полностью
Грузовые перевозки | Четверг | 18.10.2018 | 23:38
Железнодорожники обсудят в Москве проблемы «пространства 1520»
Читать полностью
Инфраструктура | Среда | 17.10.2018 | 23:22
В единой связке работали все подразделения дороги: движенцы и представители службы автоматики и телемеханики, энергетики и путейцы
Читать полностью
Социальная политика | Среда | 17.10.2018 | 23:04
Шанс стать лучшим есть у каждого кандидата
Читать полностью