Новости

10 ч
10 ч
11 ч
12 ч
15 ч

Реклама

На пути технологической революции
 

15 лет ОАО «РЖД» | Воскресенье | 30.09.2018 | 23:20
О первых шагах в реформе железнодорожной отрасли России, о роли в этом процессе ОАО «Российские железные дороги», о бизнес-модели компании «Гудку» рассказал один из предыдущих руководителей холдинга Вадим Морозов.
На пути технологической революции
фото: Сергей Зоничев/ИД "Гудок"
- Вадим Николаевич, вы стояли у истоков реформирования отрасли железнодорожных перевозок в стране. Какие из прошедших преобразований считаете наиболее успешными? 
– Проработка программы структурной реформы железнодорожного транспорта, утверждённой постановлением Правительства РФ № 384 от 18 мая 2001 года, была глубоко продуманной. Занимавшиеся этим вопросом специалисты и руководители понимали значение железнодорожного транспорта для страны, его системообразующую роль для экономики и социальной сферы. Они разработали меры повышения эффективности перевозочной работы при снижении государственных затрат.
Сегодня можно сказать, что основные задачи, сформулированные в программном документе, решены. За прошедшее время грузооборот вырос в два с лишним раза, значительно увеличились пассажирские перевозки. При этом тарифная нагрузка на экономику страны снижена более чем в два раза. За период с 2003 по 2016 год нерегулируемые, рыночные цены на уголь выросли в 6,4 раза, цены на топливо поднялись в 6 раз. А регулируемый железнодорожный тариф увеличился в 1,53 раза. Сформировав в таких условиях безубыточную экономику и создав условия для развития, ОАО «РЖД» доказало свою эффективность, подтвердило правильность выбранного курса.
Реально заработали механизмы государственно-частного партнёрства. Выделенные в отдельные бизнес-структуры секторы оказались состоятельны и работоспособны. Как холдинг, РЖД работают сегодня, на мой взгляд, на одной из лучших экономических и технологических моделей транспортной системы в мире. Не зря приступивший к собственным реформам железнодорожной отрасли Китай многое заимствует из нашего опыта.
 
– Какие изменения сейчас предложили бы провести иначе?
– В планах реформирования был предусмотрен постепенный переход к разделению вагонного парка и его передаче в частные руки. Предполагалось, что у владельца инфраструктуры и перевозчика будут оставаться в собственности до 50% грузовых вагонов. Но уже на втором этапе реформы было решено передать весь парк подвижного состава компаниям-операторам. Я был в числе тех, кто призывал не торопиться в этом вопросе. Владеть вагонами могут любые собственники, но работать на сети дорог подвижной состав должен под руководством единого организатора и перевозчика. И сегодня своей позиции я не поменял. 
В то же время признаю, что в период принятия решений о передаче в частные руки подвижного состава ощущался дефицит грузовых вагонов, на восполнение которого у компании не было необходимых средств. С тех пор частниками построено более 400 тыс. новых вагонов, за которые заплачено около 600 млрд руб. Таким образом была решена задача привлечения частных инвестиций. 
Тема государственно-частногопартнёрства имеет во многом определяющее значение для развития масштабных инфраструктурных проектов ОАО «РЖД», таких как строительство ВСМ Москва – Казань, Северный широтный ход, дальнейшее развитие БАМа и Транссиба.

– По каким направлениям будет развиваться железная дорога будущего? 
– ОАО «РЖД» уже вступило на путь четвёртой технологической революции, называемой «Индустрия 4.0». Повсеместная цифровизация, активное применение возможностей развивающегося искусственного интеллекта, внедрение объединяющих деятельность человека и машин киберфизических систем сделают железнодорожный транспорт России неотъемлемой частью прогрессивного мира. Я также надеюсь, что компания «РЖД» возглавит развитие в стране нового вида скоростной транспортировки пассажиров и грузов, основанного на принципах магнитной левитации без сопряжения колесо – рельс и всех сопутствующих затрат. Технология активно развивается в Китае, Японии, США, Германии и ряде других государств. Нашими учёными наработана существенная база в исследованиях по данному вопросу, позволяющая начать реализацию идей. Это близко РЖД и по идеологии, и по масштабу, и по организационному устройству. Этот проект вместе с внедрением новинок технологической революции в привычный перевозочный процесс может стать ответом на вызовы будущего. 
 
– Вы примете участие в посвящённом 15-летию ОАО «РЖД» форуме «PRO//Движение.1520», который пройдёт на этой неделе в Сочи. О чём будете там говорить?
– О том, что технологическая революция, в которую уверенно вступает ОАО «РЖД», нуждается в профессиональных революционерах. Подготовка специалистов для железнодорожного комплекса является главной задачей нашего вуза. Мы также проходим эволюционный процесс преобразования в систему «Образование 4.0» и готовы предлагать железнодорожникам кадры для самых высокотехнологичных и прорывных начинаний. 
Хочу поздравить железнодорожников с юбилеем компании! За короткий период сделать удалось многое. Впереди ждут большие проекты. Но любые задачи решаемы, когда есть квалифицированный, преданный делу коллектив, такой как в ОАО «РЖД». 
Александр Зубов

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ