Подписка 1520 - PDF

Смена приоритетов

Понедельник, 14.10.2013 в 00:00
Смена приоритетов
Принципы государственного регулирования тарифной политики страны в области естественных монополий могут существенно измениться. Вместо приближения уровней цен на ресурсы к общемировым оно выбирает модель равновесия. ОАО «РЖД» предлагало подобный метод ещё несколько лет назад.

Как сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев, принципы тарифной политики будут пересмотрены. Правительство намерено отказаться от выхода на равнодоходность в ценах на газ для внутреннего и внешнего рынка, будет сдерживать цены на электроэнергию, которые уже практически достигли мирового уровня и готово привязать рост тарифов на железнодорожные перевозки к экономической конъюнктуре. Прежние принципы действовали с 2007 года и имели своей целью запустить процесс ресурсосбережения в экономике. Теперь же тарифы вплотную приблизились к мировому уровню и стали тормозить инвестиционный процесс.

«Мы внесли в правительство предложение по контрциклическому механизму регулирования тарифов в области железнодорожных перевозок, – заявил Алексей Улюкаев. – Это означает, что при возникновении трудностей в экономике будут применены понижающие коэффициенты к тарифам. Правда, в нынешних условиях даже этого недостаточно, поэтому мы вышли с предложением заморозить рост в следующем году».

По словам министра, в качестве основной меры регулирования в железнодорожном транспорте должен применяться метод долгосрочных тарифов, чтобы дать предсказуемость рынку. Очевидно, понижающие коэффициенты будут применяться уже в рамках этой методики.

ОАО «РЖД» уже предлагало привязать тарифы к экономической конъюнктуре в начале 2009 года в части экспортных перевозок. Предлагалось зафиксировать конкурентоспособный уровень транспортной составляющей в экспортных тарифах на основные виды товаров и установить чёткий механизм их корректировки при изменении цен мирового рынка. Однако они не были поддержаны правительством. В результате уже в 2010 году транспортная составляющая в экспорте снизилась на треть, а железные дороги не получили необходимых инвестиционных ресурсов (100 млрд руб.) для развития сети в период роста перевозок. В ОАО «ВНИИЖТ» рассчитали, что объём экспорта в 2007–2010 годах вырос на 34,6%, а доходы РЖД – лишь на 21,2%. А ещё раньше диспропорция была более вызывающей: когда был бурный рост в 2004–2007 годах, экспорт вырос на 70%, а доходы РЖД – только на 25%. В результате инфраструктура оказалась просто не готова к пику экспортных перевозок в 2007-м и в 2012 году, тем более что на неё ещё наложились факторы управления подвижным составом множества собственников.

Как говорят в департаменте по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политики ОАО «РЖД», основная сложность такой методики заключается в том, что цены постоянно меняются и, соответственно, нужно быстро принимать конкретные решения. Но сейчас даже в рамках «тарифного коридора» не удалось добиться необходимой для компании оперативности.

Кроме того, сейчас в рамках реформирования обсуждается другая стратегия – «вагона как груза на своих осях». Она означает, что для инфраструктуры любой вагон, гружёный и порожний, является просто грузом, а разные виды товаров должны платить свою цену в области оперирования вагонным парком.

Поэтому прежде всего необходимо определиться со стратегией, которая тесно связана с реформированием компании.

Как полагают в ФСТ, весь необходимый инструментарий для принятия тарифных решений у Минэкономразвития уже есть.
Тариф|Регулирование

Автор: Сергей Плетнев

Новости

58 м
18 ч
18 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости