Подписка 1520 - PDF

Эпоха безвременья

Понедельник, 14.10.2013 в 00:00
Эпоха безвременья
Будущее Украины во многом зависит от выбора направления интеграции. А пока страна пытается «разорваться» между Западом и Востоком, её реальный сектор лихорадит, что отражается в скачкообразной динамике всех основных макроиндикаторов, в том числе КАРГО-индекса.

В конце сентября агентство Moody`s понизило рейтинг евро­облигаций Украины до преддефолтного уровня – Саа1, одновременно с этим поместив его на пересмотр с возможностью дальнейшего ухудшения. Это самая сдержанная оценка за весь период с момента кризиса 2008–2009 годов. Поясняя причины такого решения, агентство назвало не только ставшие уже традиционными рост обеспокоенности по внешней ликвидности и неопределённость переговоров с Международным валютным фондом, но и осложнение отношений Киева с Москвой, что связано с ожиданием подписания Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Вопрос выбора направления интеграции уже несколько месяцев является одним из самых острых в стране. Ранее президент Виктор Янукович говорил, что окончательное решение о том, сближаться с Таможенным или Европейским союзом, будет принято на референдуме. На этом же, по данным соцопросов, настаивают сами украинцы. Но сроки народного голосования ещё не объявлены, а соглашение уже планируется подписать в ноябре.

При этом, как заявил глава фракции коммунистов в парламенте Украины Пётр Симоненко, ссылаясь на проведённое не названными им госорганами исследование, сближение с Европой нанесёт сокрушительный удар по всем отраслям национальной экономики. Он отметил её чрезвычайную закредитованность и заявил, что улучшится лишь положение дел в финансовом секторе. Это позволит какое-то время брать новые долги, чтобы гасить старые. «Таким образом, на несколько лет будет отложен окончательный крах», – уверен Пётр Симоненко.

Тем временем руководство Украины пытается маневрировать в складывающихся условиях. Премьер Николай Азаров заявил, что страна намерена присоединиться к отдельным, непротиворечащим соглашению об ассоциации с ЕС, нормам Таможенного союза. Но, как заметил его российский коллега Дмитрий Медведев, таковых можно сказать что и нет. При этом он подтвердил ранее озвученную Президентом РФ Владимиром Путиным позицию о том, что Россия готова защищать свой внутренний рынок. А это, как показал августовский опыт сплошных досмотров при прохождении пограничного контроля (см. «Гудок-1520» № 17), может быть очень болезненно для украинских компаний. Тем более что объём промышленного производства и без того падает: в августе он сократился в годовом сопоставлении на 5,4% против 4,9% в предыдущем месяце.

Опасность не только в этом. Объёмы украинского экспорта в Европу и Россию почти равны, а в Таможенном союзе есть ещё Белоруссия и Казахстан. При этом сальдо внешней торговли Украины уже сейчас отрицательно (по последним данным, в январе – июле составило минус $5,8 млрд), что усиливает разговоры о скорой девальвации. По крайней мере, население, напуганное недавним опытом соседней Белоруссии, активно скупает валюту. Курс гривны, правда, пока не переживает значительных колебаний. Но вопрос в цене этой стабильности. По словам экс-министра финансов, а ныне депутата Верховной рады Виктора Пинзеника, на удержание курса с середины 2011 года потрачено $16 млрд золотовалютных резервов (их объём сейчас всего около $22 млрд), в том числе только в нынешнем году – $3 млрд. «Это недопустимая роскошь для Украины», – заявил экс-глава Минфина и выразил уверенность, что девальвация неизбежна.

Если это случится, то, очевидно, ударит по карманам украинцев. А именно на внутреннем спросе в последнее время держится экономика страны. Оборот розничной торговли увеличился за январь – август на 10,2%, что даже выше, чем прирост реальной заработной платы (9,3%). Подобное поведение может также свидетельствовать о том, что население, опасаясь девальвации, старается тратить имеющуюся наличность.

На фоне увеличения расходов граждан прибавляет и жилищное строительство. Однако в целом в индустрии ситуация остаётся сложной. Объём выполненных работ в августе уменьшился в сравнении с тем же периодом 2012 года на 11,6%. Впрочем, в июле провал был значительнее: 17,5%.

В то же время рост демонстрирует сельское хозяйство. В августе был подъём на 9,7%, что, однако, скромнее зафиксированных месяцем ранее 14,1%.

Все указанные выше изменения в сумме привели к сокращению темпа роста Индекса выпуска в базовых отраслях Нацбанка. После подъёма в июле до 1,8% в годовом сопоставлении август показатель закрыл на отметке в плюс 0,3%.

Оценка состояния реального сектора региональным транспортным индикатором лишь немногим лучше. Под влиянием сезонного и календарного факторов абсолютное значение КАРГО-индекса в августе в сравнении с предыдущим месяцем прибавило 1,4 процентного пункта, до 132,3%. Освобождённый от влияния этого воздействия индикатор также улучшил свои позиции (рост в годовом сравнении на 4% против июльских 2,9%). Но такое ускорение объясняется лишь тем, что в минувшем году именно последний месяц лета был переломным моментом, когда темп роста КАРГО-
индекса стал отрицательным.

По этой же причине отмечается прибавка в процентном выражении объёма погрузки на сети железных дорог Украины. В августе он увеличился на 2,7% против нулевого результата в июле.

Одним из лидеров роста стало зерно (погрузка прибавила 5,6% в годовом сопоставлении). И на перспективу прогноз здесь благоприятен: глава Минагропрода Николай Присяжнюк подтвердил, что, несмотря на плохую погоду, в этом году урожай составит 57 млн тонн против 46,2 млн в 2012-м. На экспорт планируется поставить 29 млн тонн (было 22,8 млн тонн).

Увеличилась в августе также погрузка угля (на 2,2% в годовом сопоставлении). Но здесь вновь свою роль сыграла относительно низкая база минувшего года, когда обострились проблемы со сбытом топлива.

Погрузка нефтяных грузов в августе была на уровне того же месяца минувшего года. Но в нефтепереработке идут значимые перемены. В конце сентября после более чем двух лет простоя был заново запущен Одесский НПЗ. Планируется, что первая партия нефтепродуктов будет выпущена им в октябре. Приступил к капремонту оборудования и остановленный весной 2012-го Лисичанский НПЗ.

КАРГО-индекс|Украина

Автор: Юлия Громадская

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Другие новости