Подписка 1520 - PDF

Проекты любой сложности

Понедельник, 14.10.2013 в 00:00
Проекты любой сложности
Активность китайских компаний на железнодорожном рынке «пространства 1520» растёт с каждым годом. Причём компании из Поднебесной привлекают новых клиентов не только доступным подвижным составом, но и масштабными инфраструктурными проектами.

Плацдарм для новой тяги
Как рассказал «Гудку» первый заместитель начальника Белорусской железной дороги Валерий Михайлюк, важнейшей предпосылкой для приобретения современных электровозов является электрификация железнодорожных линий.

«БЖД совместно с китайскими партнёрами реализует ряд инвестиционных проектов, направленных на развитие транзитного потенциала, – сообщил топ-менеджер предприятия. – Реализуется масштабный инвестиционный проект «Электрификация участков Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи». Мы подписали контракт строительного подряда с Китайской корпорацией по экспорту-импорту электрооборудования (China National Electric Import & Export Corp., CUEC). Это первая очередь.

В декабре прошлого года с CUEC заключён договор строительного подряда на выполнение работ второй очереди по объекту «Электрификация участков Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи». Источниками финансирования являются кредитные ресурсы Эксимбанка Китая, а также собственные средства БЖД.

Общая стоимость проекта составляет 373,2 млрд белорусских рублей (порядка $41,07 млн).

В апреле этого года завершена электрификация участка Осиповичи – Бобруйск, а сейчас в завершающую стадию вступили работы по электрификации участка Бобруйск – Жлобин. Работы на участках Жлобин – Гомель и Жлобин – Калинковичи начнутся в ближайшее время.

Рельсы в небо
На Украине представители Поднебесной также получили несколько контрактов. Самым заметным является проект создания скоростных пассажирских перевозок между Киевом и международным аэропортом Борисполь – Национальный проект «Воздушный экспресс».

«За всю историю независимой Украины ещё не реализовывалось таких масштабных инфраструктурных объектов не за государственные средства. Конечной задачей реализации данного проекта является следующая передача его в концессию или приватизация», – отметил председатель Государственного агентства по инвестициям и управлению Национальными проектами Украины Владислав Каськив.

Кредитные средства на организацию «Воздушного экспресса» предоставляет Экспортно-импорт­ный банк Китая (The Export-Import Bank of China), при этом общая сумма кредита составляет $372 млн. Первый транш ($52 млн) будет использован на выполнение проектных и подготовительных работ. Второй (оставшиеся $320 млн) обеспечит непосредственно строительство инфраструктурных объектов. Первый транш был выделен в середине июня этого года и уже передан генпод­рядчику.

«Кредитным соглашением определён генеральный подрядчик с китайской стороны – Китайская государственная компания машинной индустрии и комплексных подрядов (China National Machinery Industry Complete Engineering Corporation). Она и будет осуществлять закупки в рамках проекта. Выделенные средства будут направлены на подготовительные работы, перенос сетей, решение земельных вопросов, подготовку проектной документации. Этот кредит имеет исключительно целевое назначение. Контроль за их использованием будут совместно осуществлять Госинвестпроект и Эксимбанк Китая», – подчеркнул Владимир Каськив.

В соответствии с технико-экономическими обоснованиями окупаемость «Воздушного экспресса» составит 15 лет.

Путь на высоте
В Среднеазиатском регионе продолжается подготовка крупномасштабного строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Межправительственным соглашением предусматривается, что строительство дороги будет выполнять Китайская государственная корпорация машиностроительного импорта и экспорта (China National Machinery Import & Export Corporation).

Как сообщили в «НК «Кыргыз темир жолу», сейчас на рассмотрении два варианта технико-экономического обоснования участка дороги на территории этой республики. ТЭО, в свою очередь, разрабатывалось Китайской корпорацией по строительству дорог и мостов (China Road and Bridge Corporation).

«Мы рассчитываем, что строительство магистрали начнётся в 2014 году. Первый вариант трассы предусматривает строительство дороги протяжённостью в 257 км, которая пройдёт по линии Торугарт – долина Арпа – перевал Кок-Арт – Джалал-Абад. Второй вариант – Торугарт – Ат-Башинская ГЭС – Угут – Казарман – Кок-Арт – Джалал-Абад. Его протяжённость – 430 км. Оба маршрута проходят по сложной горной местности. Стоимость вариантов – $4,5 млрд и $6,6 млрд соответственно», – сообщил директор дирекции по проектированию и строительству железных дорог КТЖ Канат Абдыкеримов.

По словам топ-менеджера, второй вариант более приемлемый, так как он предполагает прокладку трассы через большее количество населённых пунктов. По прогнозам, если по этой железной дороге грузоперевозки будут осуществляться на проектном уровне в 15 млн тонн, то ежегодные доходы могут составить $200–220 млн.

Надо сказать, что маршрут пролегает по высокогорной местности, однако будущие строители магистрали утверждают, что нет сложности в строительстве железной дороги на высокогорных участках, поскольку у компании имеется опыт строительства и на большей высоте.

«В Китае мы вели строительство на высоте 4,3 тыс. м – это гораздо выше, чем точки в Кыргызстане, и этот железнодорожный участок успешно функционирует. Кроме того, по новой магистрали, которая соединит три страны, будут ходить локомотивы только последнего поколения, так что эксплуатационных проблем при перепадах высот мы не прогнозируем», – отметил руководитель проекта по строительству железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан CNMIEC Чжу Сяомэй.

Предполагается, что киргизский участок окупит себя за 10 лет. Кроме того, на этапе строительства ожидается создание 20 тыс. новых рабочих мест, при эксплуатации планируется трудоустроить 2,7 тыс.
человек.

Упущенные шансы
Надо сказать, что и в Узбекистане китайские предприниматели заключили весьма выгодный контракт. Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари» подписала договор с компанией China Railway Tunnel Group на строительство туннеля под перевалом Камчик. Стоимость проекта составляет $455 млн.

Китайская компания построит туннель протяжённостью 19 км непосредственно для движения поездов, а также штольный туннель, который необходим в случае возникновения нештатных ситуаций. Завершение строительства объекта запланировано на июль 2016 года.

«Туннель станет важной частью электрифицированной железнодорожной линии Ангрен – Пап (протяжённость – 129 км), строительство которой УТЙ начала в июле этого года. Дорога пройдёт через перевал Камчик и свяжет Ферганскую долину на востоке страны с остальной частью Узбекистана. В свою очередь, финансирование всего проекта будет осуществляться за счёт кредитов международных финансовых институтов в объёме до $1 млрд и собственных средств узбекской стороны.

Разработку окончательного варианта ТЭО проекта планируется завершить в конце 2013 года», – отметил начальник управления внешне­экономических связей УТЙ Шухрат Каюмходжаев.

Некоторые аналитики считают, что деятельность китайских компаний на постсоветском пространстве – это упущенные возможности для российских компаний. По мнению ведущего эксперта-аналитика отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Игоря Скока, при сохранении текущей ценовой политики и культуре производства российских производителей высока вероятность дальнейшего усиления экспансии китайских производителей на «пространстве 1520».

«В связи с вступлением России в ВТО и ЕЭП отечественные производители транспортного машиностроения оказались под конкурентным давлением мировых лидеров отрасли, в том числе китайских производителей. Если российские игроки рынка не смогут быстро перестроиться в связи с новыми экономическими условиями, то они могут быть вытеснены с рынка агрессивно настроенными иностранными производителями», – считает эксперт.

Проекты любой сложности

Автор: Константин Петров

Новости

32 м
7 ч
17 ч
17 ч
17 ч
18 ч
18 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»