Подписка 1520 - PDF

За доли процента

Понедельник, 23.09.2013 в 00:00
За доли процента
На совещании по бюджетным проектировкам на 2014–2016 годы принято решение о том, что в следующем году правительство не будет индексировать тарифы естественных монополий. Эксперты и в ОАО «РЖД» указывают, что это приведёт к негативным экономическим и социальным последствиям для компании.

Как сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев, данная мера позволит его ведомству повысить прогнозы роста ВВП на следующий год с 2,8% до 3%. «Это решение о заморозке тарифов естественных монополий должно несколько выровнять ситуацию, сложившуюся в последние годы, когда ежегодный рост их тарифов уменьшал конкурентоспособность российского производства», – заявил Алексей Улюкаев. Эффект для экономики оценивается в 200 млрд руб., инфляция снизится на 0,4–0,5%.

Однако данное решение оказывается спорным с экономической точки зрения. «При заморозке тарифов на грузовые железнодорожные перевозки убыток РЖД в 2014 году может достичь двузначной цифры вместо ожидаемой прибыли в размере 1,7 млрд руб., – заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – От недоиндексации компания потеряет 70–73 млрд руб., а ещё порядка 20 млрд составит ухудшение структуры грузооборота в связи с замедлением темпов экономического роста и изменением рыночной конъюнктуры». На этом негативные моменты не исчерпываются. Сократится инвестиционная программа, что в целом плохо отразится на экономическом росте в стране. РЖД экономически связаны с 19 отраслями промышленности. Могут возникнуть сложности с привлечением заёмных средств из-за ухудшения кредитного рейтинга. Наконец, обслуживание инфраструктурных облигаций и заёмных средств Фонда национального благосостояния по ставке «инфляция плюс 1%» предполагало определённую индексацию тарифов.

Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей направил премьеру Дмитрию Медведеву письмо, в котором просит сохранить индексацию на уровне инфляции или предусмотреть необходимые субсидии.

«Особую тревогу вызывает то, что РЖД в связи с замораживанием тарифов будут вынуждены сократить персонал – порядка 62 тыс. человек, или 8% от общей численности работников»,– пояснил председатель профсоюза Николай Никифоров. По его словам, также в отрасли будет заморожен рост заработной платы, а многих сотрудников придётся перевести на неполный режим работы, что вызовет крайне негативную реакцию со стороны работников.

Николай Никифоров пояснил, что уже в этом году из-за снижения объёмов перевозок на 3,7% в первом полугодии численность персонала была снижена на 18,8 тыс. человек, абсолютное большинство работников было переведено на неполный режим работы. «Темпы роста реальной заработной платы в компании значительно ниже, чем по стране, а по многим предприятиям она вообще не повысилась к уровню прошлого года», – сообщил председатель профсоюза.

Как пояснил «Гудку» источник в аналитическом центре при Правительстве РФ, основной целью «заморозки» является снижение конечной стоимости продукции, особенно экспортной, поскольку, к примеру, для угля цена перевозки приобретает критическое значение. «Если эффект от «заморозки» для ВВП можно подсчитать, то никто не исследовал конкретный эффект от реализации инвестиционных программ монополий, – говорит источник. – К тому же готовых проектов у них очень мало, а что касается расширения провозных способностей на Дальнем Востоке для экспорта, то они будут реализованы вне зависимости от тарифных решений, потому что там участвует частный капитал».
Тем не менее директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов полагает, что на инвестиционной программе решение правительства всё-таки отразится негативным образом.

«Для железной дороги режим такого «ручного управления» снижает возможность привлечения инвестиций, потому что нет понимания долгосрочной тарифной политики, – говорит Илья Долматов. – Принимается соответствующая методика, но в таких условиях она не работает».

С помощью заёмных средств РЖД намеревались модернизировать железнодорожную инфраструктуру и приняли программу увеличения уровня своего долга с 1 до 2,5 EBITDA. При разработке методики установления долгосрочных железнодорожных тарифов на пять лет ФСТ исходила из их увеличения примерно 6% в год и рассчитала, что такую нагрузку потребители выдержат.

Кроме того, эксперт указывает, что реальное сдерживание цен на грузоперевозки потребует больших административных усилий со стороны правительства и ФАС, поскольку операторы работают в рыночных условиях и конечный тариф зависит от них. Однако для потребителей здесь есть определённая ловушка. Даже если цены и не повысятся, то из-за недоинвестирования не увеличится скорость и качество перевозок, поэтому здесь потребитель в перспективе может и проиграть, указывает Илья Долматов.
Регулятор|Тариф

Автор: Сергей Плетнев

Новости

5 ч
5 ч
5 ч
5 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Администрация»