Подписка 1520 - PDF

Между двух союзов

Понедельник, 09.09.2013 в 00:00
У Киева больше не остаётся возможности лавировать между Европейским и Таможенным союзом. Россия предупредила, что в случае сближения с ЕС она применит меры по защите своего рынка. Это несёт серьёзные угрозы для экономики, в которой только начали проявляться признаки стабилизации. Пока на них указывают показатели Укрстата и регионального КАРГО-индекса.

Экономические отношения между Украиной и Россией осложняются не первый месяц. В ответ на введение Киевом в апреле спецпошлины на импорт автомобилей Москва повысила сборы на ввозимые шоколад и уголь, а также объявила о решении отказаться от продления на второе полугодие квот на поставку украинских труб. Кроме того, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко запретил по «санитарным» причинам ввоз продукции крупнейшего кондитера Украины – компании Roshen. С 14 августа начались сложности с пересечением всей украинской продукции границы. Федерация работодателей Украины назвала это блокадой экспорта, а в Госдуме РФ пояснили, что трудности вызваны бюрократическими процедурами, связанными с тем, что соседнее государство не входит в Таможенный союз (ТС).

Урегулировать пограничный вопрос удалось быстро, но главным предметом переговоров между Москвой и Киевом стал стратегический выбор между Европейским и Таможенным союзом. С первым в ноябре планируется подписать соглашение об интеграции, со вторым хотят сотрудничать, но не намерены в него вступать. Незадолго до этого Президент РФ Владимир Путин предупредил, что сближение Украины и ЕС вынудит страны ТС подумать о защите собственного рынка. Пока окончательного решения у Украины нет. Президент Виктор Янукович заявил, что выбирать между союзами должны украинцы на референдуме, но сроков его возможного проведения не уточнил. А вот возможные потери от европейского выбора уже обозначены. Федерация работодателей Украины считает, что остановка экспорта в Россию, а это примерно четверть от его общего объёма, может привести к спаду в промышленности и сокращению ВВП на 1,5%.

Для Украины это очень значимые потери. В бюджете этого года заложен рост ВВП на 3,4%, но в эту цифру уже давно никто не верит. Согласно консенсус-прогнозу Минэкономразвития, подъём составит не более 1,2%. При этом, по данным Укрстата, первое полугодие закрыто с минусом в 1,1%. Рост может начаться лишь в третьем квартале, но вызван он будет в основном статистическим эффектом сравнения с низкой базой минувшего года.

Некоторые признаки такой «стабилизации» уже есть. Перестала ухудшаться ситуация в промышленности. В июле объём промпроизводства сократился в сравнении с тем же периодом 2012 года на 4,9% против 5,7% в июне. Схожая картина наблюдается и в строительстве («минус» 17,5% против падения на 25,8%). Объём производства сельхозпродукции за семь месяцев года возрос в годовом сопоставлении на 14,8%, что несколько скромнее, чем в январе – июне (плюс 15,4%), но всё равно немало.

Эти факторы оказали позитивное влияние на рассчитываемый Нацбанком Индекс выпуска в базовых отраслях. В июле он вырос в сравнении с тем же периодом предыдущего года на 1,8% (в июне – 0,9%). Изменения в лучшую сторону отмечены и в динамике регионального транспортного индикатора. Рост абсолютного значения КАРГО-индекса в июле составил 11,6 процентного пункта, до 130,9%. Впервые с февраля 2012 года зафиксирован рост и в годовом сопоставлении (2,9%). Это является отражением изменений в динамике погрузки: после четырёх месяцев спада её объём был на уровне июля 2012 года. Однако как долго продлится экономическое «затишье», не ясно. И дело не только в угрозе остановки экспорта в Россию. Существенные риски остаются в ключевых отраслях экономики страны.

В июле погрузка угля упала в годовом сопоставлении на 3,3%. И хотя в конце августа президент Виктор Янукович заявил, что вскоре Украина будет выдавать на-гора 105 млн тонн угля в год (в 2012-м – 86 млн тонн), верится в это с трудом. По данным Минэнерго, убытки государственных угледобывающих компаний в январе – июле увеличились более чем на треть, до 8,4 млрд грн (чуть более $1 млрд). Это объясняется снижением добычи (на 5,7%, до 47,7 млн тонн), ростом себестоимости (на 9,6%, до 1,3 тыс. грн/тонна) и падением отпускных цен (на 15,2%, до 505,2 грн/тонна). Спасать производителей решено за счёт бюджета: на это должно быть потрачено 15,2 млрд грн.

В то же время погрузка чёрных металлов выросла на 17,4% в годовом сопоставлении. Но это во многом является статистическим эффектом (в июле-2012 произошёл резкий обвал на 8,6%). По данным Укрстата, впервые за последние 20 месяцев в индустрии отмечен рост на 1,6%. Но фактором риска является ситуация на Ближнем Востоке, на который приходится примерно 40% экспорта. Некоторые наблюдатели в перспективе и вовсе пророчат крах металлургии. По мнению лидера партии «Гражданская позиция», народного депутата Анатолия Гриценко, это связано с неконкурентоспособностью её продукции на внешних рынках.

Начала расти погрузка зерна (в годовом сопоставлении на 18,2%). Связано это как со сбором нового урожая, так и с активизацией экспорта. В июле за границу вывезено 1,2 млн тонн, что на четверть больше, чем годом ранее. Согласно последнему прогнозу Минагропрода, в этом маркетинговом году (начался в июле) за рубеж планируется продать 30 млн тонн против 23 млн тонн в 2012/2013 году. Увеличен и прогноз по сбору урожая: он может достигнуть рекордных для страны 57,1 млн тонн (в 2012-м – 46,2 млн тонн).

Заметно возросла погрузка нефтяных грузов – на 20% в годовом сопоставлении. Пока речь идёт также об эффекте низкой базы – в сопоставимый период 2012 года этот показатель сократился почти в два раза. Впрочем, власти надеются, что вскоре рост будет достигнут и за счёт производственных результатов. По словам главы Минэнерго Эдуарда Ставицкого, уже в четвёртом квартале нынешнего года выпуск нефтепродуктов должен начать Одесский НПЗ. А в первом квартале 2014-го к нему должен присоединиться простаивающий Лисичанский НПЗ, входящий сейчас в состав «Роснефти». Если же этого не произойдёт, как отметил Ставицкий, «государство может пересмотреть контракт относительно приватизационных моментов, поскольку в нём было выписано, что предприятия будут обеспечены работой, а люди – рабочими местами».

КАРГО-индекс|Украина

Автор: Юлия Громадская

Новости

6 ч
7 ч
9 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54