Подписка 1520 - PDF

Задача на осень

Понедельник, 19.08.2013 в 00:00
Задача на осень
Депутаты нижней палаты российского парламента намерены заняться его обсуждением с началом осенней сессии, пока же документ изучают и готовят свои замечания участники профессионального сообщества. И в РЖД видят немало рисков и пробелов в проекте.

Авторами документа выступили глава комитета нижней палаты парламента по транспорту Евгений Москвичев и его первый заместитель Виталий Ефимов. Он получил название «О перевозках транзитных грузов через территорию РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и регулирует отношения, возникающие при перевозке транзитных грузов железнодорожным, морским и автомобильным видами транспорта.

«Законом мы хотим создать все процедуры, необходимые для того, чтобы каждый контейнер шёл ритмично, и, кроме того, внести ответственность за нарушение данного закона», – говорит заместитель главы комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов.

Так, за несоблюдение установленных сроков и очерёдности перево­зочной или таможенной операции законопроектом устанавливаются штрафные санкции, соответствующие изменения предлагается внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Например, при задержке на таможне грузового поезда на один час должностному лицу грозит штраф до 20 тыс. руб., юридическому – до 200 тыс. руб. Если задержка груза составила более часа, штраф для должностного лица увеличивается до 50 тыс. руб., для юридического – до 500 тыс. руб.

«Пока санкции у нас – самый спорный материал, который будем обсуждать в рабочей группе. При нарушении закона санкциям будут подвергаться и таможенная служба, и железнодорожники», – говорит Виталий Ефимов.

Штрафы за нарушение сроков предполагается закреплять в контракте, заключаемом между грузовладельцем и оператором транзитной перевозки. Однако такая ответственность не имеет отношения к установленным в законе санкциям, они идут параллельно.

В ОАО «РЖД» считают неверным предусматривать административную ответственность за неисполнение или нарушение положений договоров о транзитной перевозке.

«Выполнение обязательств по перевозке транзитных грузов через территорию РФ регулируется договором, и за его неисполнение предусмотрена ответственность, которая регулируется этим договором и гражданским законодательством РФ. Выполнение гражданских договоров не является предметом регулирования административного законодательства, которое регулирует публичные отношения граждан и организаций в РФ», – говорит замначальника правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев.

Ответственность за перевозку, в том числе и транзитных грузов, уже предусмотрена в Соглашении о международном грузовом железнодорожном сообщении (СМГС), где железная дорога за нарушение сроков доставки грузов по определённым правилам выплачивает штраф грузоотправителю и грузополучателю.

В целом в ОАО «РЖД» и НП «Гильдия экспедиторов» положительно отнеслись к законопроекту, однако при детальном его изучении обнаруживаются противоречия действующему законодательству. Для подготовки замечаний к проекту в ОАО «РЖД» создана специальная группа, аналогичная работа параллельно ведётся в НП «Гильдия экспедиторов».

У экспертов вызывает вопросы введение отсутствующего сегодня в законодательстве понятия оператора транзитной перевозки. Им, согласно документу, может быть экспедитор или перевозчик, именно он и будет организовывать всю транзитную перевозку по российской территории.

«Таким образом, получается, что РЖД могут осуществлять организацию транзитных перевозок грузов. Однако здесь есть определённые противоречия. В частности, предусмотрено, что оператор транзитной перевозки должен заключать договор с перевозчиком. Но в случае, когда оператор и перевозчик одно лицо, возникает вопрос, каким образом он будет сам с собой заключать договор.
Эти несостыковки должны быть урегулированы в процессе работы над законопроектом и при дальнейшем его рассмотрении», – говорит Алексей Васильев.

По мнению президента НП «Гильдия экспедиторов» Семёна Резера, понятие оператора транзитной перевозки в предложенном виде может привести к безответственности компаний.

«В Гражданском кодексе (ГК) РФ понятие оператора юридически не существует, поэтому в законопроекте, следуя положениям Гражданского кодекса, нужно указывать экспедитора и перевозчика. В случае такого противоречия нормам, установленным ГК РФ, оператор будет безответствен, поскольку невозможно предъявлять претензии к юридически несуществующему лицу», – говорит эксперт.

Законодательству также противоречит установленная документом обязанность оператора железнодорожного подвижного состава предоставить оператору транзитной перевозки вагоны, если он об этом заявил.

«Такая норма не может быть выполнена, поскольку ГК РФ не предусматривает ни понятий операторов железнодорожного подвижного состава и транзитных перевозок, ни такой их обязанности и ответственности», – говорит Семён Резер.

Проект закона предлагает упрощённый порядок и сокращённые сроки таможенных процедур. Так, на осмотр грузового поезда при его прибытии на таможенную территорию Таможенного союза отведено не более часа. От таможенного досмотра транзитный груз и вовсе освобождается – кроме случаев, когда имеется информация о готовящемся или совершаемом преступлении. Тогда досмотр проводится с его частичной или полной выгрузкой. При этом расходы, связанные с его проведением, ложатся на таможенные органы, а при обнаружении запрещённых товаров – на грузоотправителя и оператора. По мнению Алексея Васильева, бесплатного простоя вагонов даже под таможенными операциями быть не должно, и, безусловно, важно определить ответственного за это. Однако здесь необходимо доработать текст в отношении лиц, кто является плательщиком.

«Дело в том, что в Таможенном кодексе Таможенного союза предусмотрено, что таможенные органы не несут никаких расходов, связанных с осуществлением своих функций. Эти расхождения в законодательстве должны быть урегулированы в процессе рассмотрения данного законодательного акта», – говорит юрист.

Вызывает вопросы и введение единого транспортного документа, по которому согласно документу и должны перевозиться транзитные грузы. Одновременно с этим устанавливается перевозка грузов по документам перевозчика или экспедиторским транспортным документам.

«Смысл этого документа неясен, поскольку есть железнодорожная накладная, а законом предполагается введение ещё одного документа, – говорит Алексей Васильев. – Мы считаем, что отсутствует необходимость введения нового документа. Получается, что вместо упрощения процедуры транзита в этой части она усложняется. На наш взгляд, эта норма нуждается в очень серьёзной доработке. Отменить ту накладную, которая существует у нас, невозможно, поскольку международная перевозка, в том числе и транзитная, регулируется СМГС, которое является международным договором, и федеральный закон никак не может повлиять на его требования».

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту Михаил Брячак рассказал «Гудку», что в комитете заинтересованы в готовящихся замечаниях. Кроме того, на прошлой неделе депутаты обратились к членам координационного совета Думы с тем, чтобы подготовить и представить до 26 августа свои предложения и замечания по данному проекту, а также ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

«Законопроекты судьбоносны для всего комплекса движения грузопотока, поэтому мнение участников профессионального сообщества является очень важным для того, чтобы эти законы были наиболее качественными», – отметил Михаил Брячак.

Документ|Дискуссия

Автор: Мария Штаева

Новости

10 ч
10 ч
10 ч
10 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости