Подписка 1520 - PDF

Лишнее убрать

Понедельник, 05.08.2013 в 00:00
Лишнее убрать
Центр компетенции при Ассоциации инвесторов провёл анализ рынка пассажирских перевозок в Литве и пришёл к выводам, что железнодорожные перевозки ежегодно приносят казне большие убытки, а популярность у них очень низкая. В железнодорожной компании удивлены столь резкими оценками.

Согласно исследованию Центра компетенции при Ассоциации инвесторов, основанному в первую очередь на государственной статистике, пассажирские перевозки внутри страны ежегодно приносят Литве большие убытки. Количество пассажиров, выбирающих железнодорожный транспорт для перемещения по стране, очень небольшое.

«За последние 6 лет убытки от пассажирских перевозок составили 822,9 млн литов ($316,3 млн), или 137,15 млн литов ($52,7 млн) в год. В 2012 году государственная железнодорожная компания Lietuvos geležinkeliai (АО «Литовские железные дороги») перевезла 4,8 млн пассажиров, что составляет 0,95% от всего пассажиропотока, обслуженного транспортной системой Литвы», – говорит автор исследования аналитик Центра компетенции Вайдотас Рукас.

Средняя себестоимость одного километ­ра пассажирской перевозки, согласно его анализу, составляет 0,62 лита ($0,24), а доходы «Литовских железных дорог» от такой перевозки составляют 0,13 лита ($0,05) с километра. При таком раскладе ни один маршрут, даже самый заполненный, не может быть прибыльным.

«Продажа билетов происходит по цене ниже себестоимости в 5 раз без получения прибыли.

Пассажиры, которые добираются из Вильнюса в Клайпеду и обратно на поезде, отдают за поездку 489 литов ($188) – за такую сумму можно купить билет на самолёт лоукостера, чтобы посетить одну из европейских столиц. А для пассажиров, путешествующих втроём, такси будет стоить дешевле поездки в поезде», – добавил представитель АИП.

По его словам, железные дороги не могут конкурировать с автобусом в связи с высокой стоимостью их перевозок, а маршруты автобусов дублируют значительную часть железнодорожных маршрутов, при этом вагоны не заполняются, по данным ассоциации, и на 20%.

Автор исследования считает, что существует два пути дальнейшего развития пассажирского сектора, которые будут полезны государству.

Первый – сделать прозрачными финансовые показатели пассажирских перевозок, разделив полностью грузовые и пассажирские перевозки и обязательно исключив перекрёстное субсидирование.

«В таком случае «Литовские железные дороги» смогут платить большие дивиденды государству с грузовых перевозок», – поясняет он.

Второй предложенный Центром компетенции путь более радикальный – ликвидация железнодорожного пассажирского транспорта в Литве как ненужного, неэкологичного, экономически неэффективного. Кстати говоря, автор не исключает, что разделение компании на две – явно убыточную (пассажирскую) и прибыльную (грузовую) – быстро натолкнёт государство на мысль о ликвидации пассажирского сектора.

На высказанную в свой адрес критику АО «Литовские железные дороги» удивилось цифрам, приведённым Ассоциацией инвесторов. По словам старшего специалиста по связям с общественностью Видмантаса Гудаса, представители ассоциации не обращались за статистическими данными в железнодорожную администрацию, а представленные публике подсчёты основаны на очень устаревших данных.

«Обращает на себя внимание тот факт, что ни одна из стран ЕС, несмотря на потери, не отказалась от пассажирского железнодорожного транспорта, и большинство из них только инвестируют в развитие пассажирских перевозок. В большинстве стран ЕС ответственные за транспорт структуры правительства взяли на себя социальную ответственность по компенсации перевозчикам убытков от пассажирской деятельности по значимым маршрутам», – сказал Видмантас Гудас.

При всём этом, удивляется представитель «Литовских железных дорог», вместо того чтобы предложить решение по повышению экономической эффективности пассажирского сегмента, Ассоциация инвесторов предлагает ликвидировать социально значимое пассажирское сообщение в Литве. На которое, кстати говоря, государство не выделяет субсидий (убытки от пассажирского транспорта сейчас покрываются перекрёстным субсидированием с грузовыми перевозками).

«Мы предложили специалистам из Центра компетенции в содействии с нами провести новый анализ, который будет более точно отражать ситуацию с пассажирскими перевозками. Мы готовы предоставить им полную информацию по данному сектору», – добавил Видмантас Гудас.

В Министерстве транспорта и коммуникаций Литвы считают, что упразднить пассажирский сектор железных дорог невозможно, но уверены, что экономическую эффективность можно повысить разными путями.

«Пассажирские перевозки – это социальная услуга, которая в любой стране в той или иной степени поддерживается государством. К тому же существуют и прибыльные маршруты – международные. Вопрос надо решать комплексно и оптимизировать транспортную систему, учитывая автобусные маршруты и их востребованность», – сказал вице-министр транспорта и коммуникаций Литвы Владислав Кондратович.

Перевозки|Пассажир

Автор: Азалия Идрисова

Новости

10 ч
10 ч
10 ч
10 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Семафор»

Понедельник, 25.06.2018 в 23:40
Понедельник, 25.06.2018 в 23:38
Суббота, 09.06.2018 в 06:13
Суббота, 09.06.2018 в 06:10