Подписка 1520 - PDF

Начнут с тупиков

Понедельник, 05.08.2013 в 00:00
Начнут с тупиков
Российские железные дороги подготовили схему участков, которые предполагается использовать в пилотном проекте конкуренции операторов на отдельных маршрутах.
Как сообщила «Гудку» начальник департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Надежда Михайлова, участки для пилотного проекта по либерализации доступа железнодорожных операторов к маршрутам ОАО «РЖД» подбирали согласно критериям, которые содержатся в «Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года».

Документ, утверждённый Правительством РФ в январе 2011 года, предусматривает тестирование моделей «за маршрут» и «на маршруте». Критерии выбора участков для эксперимента по созданию локальных перевозчиков РЖД подбирались по модели конкуренции «за маршрут». Предполагается, что локальный перевозчик получит право осуществлять грузоперевозки на отдельных участках инфраструктуры сроком до 10 лет. Для развития конкуренции «за маршрут» должен выбираться тупиковый участок протяжённостью 200–700 км. Кроме того, на нём должна быть неполная загруженность без смены вида тяги. При этом выбор локального перевозчика (с исключительным правом осуществлять все грузовые перевозки) на 5–10 лет должен проходить по итогам конкурса. Затем он сможет выбрать технологию перевозки.

При этом на данной модели частным перевозчикам не должны достаться маршруты, подводящие к портам и пограничным переходам, а также перегоны с преобладающим пассажирским движением. Это порядка 60% всех перевозок.

По модели «на маршруте» осуществлять свою деятельность смогут несколько локальных грузовых перевозчиков параллельно с РЖД на публичной основе на отдельных участках и маршрутах сети. Но Надежда Михайлова пояснила, что в РЖД придерживаются мнения, что организовывать деятельность локальных перевозчиков «на маршруте» нецелесообразно. Ведь таким образом частные перевозчики «заберут» самые коммерчески выгодные маршруты.

«Сейчас для частных перевозчиков существуют все условия – тарифная система на перевозки грузов построена методом «усреднённого пирога», т.е. на среднесетевых издержках, и предполагает перекрёстное субсидирование посредством деления грузов на тарифные классы. Если предоставить возможность локальным перевозчикам организовать перевозки на выгодных маршрутах, то нерентабельные перевозки (к примеру, уголь, щебень) останутся на РЖД», – полагает госпожа Михайлова. Тогда может возникнуть необходимость резко повышать тарифы на все оставшиеся в РЖД перевозки (в противном случае доходы РЖД не смогут компенсировать возникающих затрат). Собеседник «Гудка» сообщила, что в этих условиях не получится изыскивать средства на модернизацию и развитие инфраструктуры. При этом на данный момент перед железнодорожниками остро стоит задача расширить источники для развития инфраструктуры железнодорожного транспорта и увеличить тем самым её пропускную способность.

Кроме того, в РЖД полагают, что в «Целевой модели…» не определены логика и последовательность организации работы локальных перевозчиков на этих маршрутах. Поэтому, возможно, модель заработает не раньше 2015 года.

«Всё дело в том, что пока не созданы условия для функционирования модели: нет нормативной базы, не отработана технологическая схема взаимодействия. Таким образом, организация деятельности локальных перевозчиков на ограниченных, как правило, тупиковых участках – это ра-зумный эксперимент, а запуск конкуренции РЖД и альтернативных перевозчиков на всей сети крайне рискован. Если на такие участки придёт грамотный перевозчик и организует перевозки лучше, чем РЖД, то это будет очень хороший импульс для развития конкуренции среди перевозчиков, но произойдёт это не за счёт эксплуатации локальных оптимумов», – резюмировала Надежда Михайлова.

По мнению РЖД, чтобы грузоперевозчики были допущены к маршрутам, во многие нормативные акты нужно внести изменения. В частности, требуются изменения в федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», документы Минтранса и ФСТ.

РЖД направили в Минтранс РФ перечень предлагаемых для проведения эксперимента участков, а также предложения в план мероприятий по его организации, включая предложения по изменению нормативных актов. Минтранс РФ комментарий «Гудку» по этому вопросу не предоставил.

Также свои предложения в Минтранс должны будут представить члены Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава (СОЖТ). В СОЖТ ответили, что предложения на данный момент разрабатываются.
Проект|Реформа

Автор: Ольга Осипова

Новости

1 д
1 д
2 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»