Подписка 1520 - PDF

Ударная волна

Понедельник, 22.07.2013 в 00:00
Ударная волна
Россия отменяет беспошлинный ввоз труб с Украины. Новость об этом последовала вслед за известием, что заградительные меры могут быть приняты в отношении украинского угля, флоат-стекла, сахара и шоколада.

Всё это, несом­ненно, отразится на ситуации в экономике, которая и так далека от благоприятной.

В апреле текущего года Украина ввела специальную пошлину на импорт легковых автомобилей. В течение трёх лет в дополнение к ранее действовавшей ставке 10% с машин с объёмом двигателя 1–1,5 литра будет взиматься 6,46%, а 1,5–2,2 литра – 2,95%. Эта мера не противоречит положениям Всемирной торговой организации (ВТО). А её принятие власти страны объясняли необходимостью защиты интересов местных производителей.

Однако в результате такое решение может принести больше вреда, чем пользы. Своё недовольство уже выказали Россия, Евросоюз, Япония, США и Турция. Причём Москва быстро перешла от слов к делу. В начале июля стало известно, что Россия подала в ВТО заявление о намерении ввести дополнительные импортные пошлины на флоат-стекло, шоколад, сахар и, что особенно важно для украинской экономики, каменный уголь.

Через несколько дней после этого премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил о решении отказаться от продления на второе полугодие действия квоты на беспошлинные поставки украинских металлических труб (была введена в 2011-м в соответствии с соглашением, подписанным со странами Таможенного союза).

Формально факт введения специальных автомобильных пошлин и «трубное» заявление никак не связаны. Но очевидно, что появилось оно всё же не на ровном месте.

На настоящий момент история не получила ещё своего логического завершения. Власти Украины, похоже, поняли, к чему могут привести их шаги. В частности, Минэкономразвития выпустило официальное заявление, в котором речь идёт о «стремлении найти взаимную договорённость с Россией и другими заинтересованными странами – членами ВТО» о компенсации потерь от введения автомобильной пошлины.

Попытка «отыграть» назад понятна. Ведь ответные меры грозят потерями куда как более существенными, чем проблемы автопроизводителей. К примеру, ограничить поставки труб может не только Россия, но и США.

Ранее производители этой страны обратились в Комиссию по международной торговле с просьбой подумать о введении антидемпинговых пошлин.

Вероятно, все эти вопросы вскоре будут обсуждаться на самом высоком уровне. Так, газета «Коммерсант.

Украина» со ссылкой на неназванный источник, близкий к Администрации Президента РФ, сообщила, что Владимир Путин планирует 27 июля посетить Киев, где примет участие в мероприятиях по случаю 1025-летия крещения Руси. В ходе этого визита глава России и его украинский коллега Виктор Янукович, скорее всего, коснутся наиболее острых тем, среди которых могут быть вопросы таможенных пошлин.

В нынешней экономической ситуации в интересах Украины погасить конфликт как можно быстрее. Ведь среди последствий уменьшение валютных поступлений от экспорта в страну. А этот вопрос более чем актуален. Хотя в мае из-за серьёзного сокращения импорта удалось добиться положительного сальдо торгового баланса в $180 млн, в целом за пять месяцев результат отрицательный ($2,4 млрд). При этом международные резервы Украины опустились до шестилетнего минимума в $23,14 млрд и уже не покрывают, как это требуют принятые в мире стандарты, трёхмесячный объём импорта. В Нацбанке говорят, что сокращение связано с необходимостью погашения госдолга. При этом впереди ещё ряд выплат. И здесь можно добавить, что для их осуществления Минфин страны в июле уже выпустил валютные облигации внутреннего займа, причём доходность бумаг заметно возросла.

Впрочем, сам по себе риск уменьшения экспорта несёт и другие серьёзные угрозы. В первую очередь для промышленности, в которой состояние рецессии и без того стало привычным. В июне, по оперативным данным Укрстата, объём промпроизводства в стране снизился в годовом сопоставлении на 5,7%. Это, конечно, несколько лучше, чем было в мае (минус 9,3%), но не стоит списывать со счетов тот факт, что уже начинается период сравнения с низкой базой минувшего года.

Схожей была и динамика регионального транспортного индикатора. В июне абсолютное значение КАРГО-индекса увеличилось в сравнении с предыдущим месяцем на 5 процентных пунктов, до 119,3%. Но здесь свою роль играет календарный фактор (майские праздники в этом году были длиннее, чем обычно). Поэтому более показательны изменения в индикаторе, вычисленном в сравнении с тем же периодом 2012 года. В первый месяц лета он потерял 5,9% против снижения на 12,5% в мае. Отчасти это является отражением динамики погрузки на сети украинских железных дорог: если в мае она просела на 10,3%, то в июне было сокращение на 7,2%.

Отдельно можно остановиться на двух грузах, которые входят в расчётную базу украинского КАРГО-индекса, – угле и продукции металлургии, поскольку они связаны с уже обозначенной выше проблемой, касающейся потенциальных барьеров для экспорта.

Уже сейчас в минусе держится погрузка угля, которая в первый месяц лета сократилась на 6,8% в годовом сопоставлении. «На складах… скопились миллионы тонн нереализованной продукции. Многие как государственные, так и частные шахты остановили добычу», – говорится в заявлении Независимого профсоюза горняков Донбасса. В этом же документе отмечается, что, только по официальным данным, в первом полугодии угледобыча в стране сократилась на 10%, а по информации профсоюзов – реально более чем на 20%. И введение дополнительных пошлин со стороны Таможенного союза может привести к обострению ситуации.

Чуть лучше обстоят дела с погрузкой чёрных металлов: она увеличилась в июне в годовом сопоставлении на 8%. Вероятно, это следствие вступления в силу договорённостей, достигнутых ранее между правительством и металлургами (см. «Гудок-1520» № 13 от 2013 года). Однако в целом положение в отрасли, по словам главы Федерации металлургов Украины Сергея Беленького, остаётся крайне сложным, а прогнозы – довольно пессимистичными. И принятие решения об отмене квот на поставки в Россию труб, а также введение защитных пошлин со стороны других стран-потребителей, о чём говорилось выше, явно не будет способствовать улучшениям.

КАРГО-индекс|Украина

Автор: Юлия Громадская

Новости

1 д
1 д
2 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54