Подписка 1520 - PDF

Списать негде

Понедельник, 22.07.2013 в 00:00
Списать негде
Основные проблемы возникают в области формирования единых тарифов на железнодорожные перевозки и в толковании транзитного законодательства.

Главами государств России, Белоруссии и Казахстана к 1 января 2015 года должно будет завершиться формирование Таможенного союза (ТС), к этому моменту необходимо завершить составление нормативной базы, гармонизированной на три страны. Пока что нормативная база содержит много недоработок, рассказали представители государственных регуляторов в рамках IV Международной конференции «Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки».

«Первый этап формирования Таможенного союза окончен. Началась реализация второго этапа, в рамках которого Единая экономическая комиссия (ЕЭК) будет создана как регулирующий орган, он будет координировать действия трёх государств по формированию ЕЭП. С 1 января 2015 года доступ к инфраструктуре будет полностью открыт, условия, предоставленные перевозчикам на территории одного государства, в равной степени будут предоставлены перевозчикам другого государства», – сказала заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Светлана Зиновьева.

Однако доступ к услугам инфраструктуры требует законодательных доработок. В настоящее время открыты только отдельные участки инфраструктуры, потому что механизм организации независимых перевозчиков не отработан даже в рамках РФ.

«Встаёт вопрос о внедрении модели независимых перевозчиков. И тут существует два варианта: с конкуренцией на маршруте или за маршрут. Федеральная антимонопольная служба РФ считает, что эффективнее создавать конкуренцию на маршруте, поскольку в этом случае возникает конкуренция по тарифам и по качеству услуг. Пример: собственные поездные формирования нефтяных грузов «Трансойл» и «Балттранссервис», – сказала заместитель начальника отдела железнодорожного транспорта ФАС Наталья Яковенко.

Кроме того, разрабатывается единая тарифная политика, в частности, единая ценовая политика на услуги инфраструктуры. По утверждению представителя ЕЭК, тарифная система ТС требует методологического пересмотра, в частности проведённая унификация железнодорожных тарифов России, Белоруссии и Казахстана нуждается в доработке.

«Много споров было по поводу того, насколько целесообразна единая методология по формированию тарифов на услуги инфраструктуры. При отсутствии единой методологии, единого подхода по усреднённому показателю унификация будет иметь негативное последствие для участников рынка, об этом мы предупреждали ещё при подготовке соглашения и документов в рамках мониторинга. Наши опасения оправдались, в ЕЭК поступает очень много обращений, заключающихся в том, что унификация не учитывает многие особенности, не учитывает последствия для перевозчика и иных участников рынка», – сказала Светлана Зиновьева.

Поэтому, по её словам, встал вопрос о единой методологии, которая будет предложена трём государствам к концу года.

«У каждой страны своя специфика, она формировалась исходя из особенностей экономик. Пока неизвестно, каким образом будет оформлен этот документ – как рекомендация или решение, по итогам которого регуляторы трёх стран будут вносить изменение в своё законодательство по тарифообразованию. Проблема здесь в том, что практики разработки такой методологии нет, неоткуда списать», – добавила представитель ЕЭК.

Методологией тарифообразования будет заниматься российский Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ), который выиграл соответствующий тендер ЕЭК.

«Методология будет разработана с чистого листа в соответствии со сроками заключённого контракта. О первых результатах говорить пока рано, поскольку ИПЭМ только приступил к этой работе», – сказал руководитель отдела по связям с общественностью Института проблем естественных монополий Сергей Белов.

Кроме тарифных сложностей, существуют определённые споры по толкованию соглашения о транзите. В частности, о применении унифицированного тарифа, когда речь идёт о перевозке груза с территории или на территорию Таможенного союза. Напомним, что в данный момент транзита между тремя государствами не существует, принят единый унифицированный тариф.

«В рамках соглашения о железнодорожном транспорте, если возникает проблема в толковании, то страны должны договариваться, будут ли они согласны передавать этот благоприятный режим другим странам, не входящим в наш блок. Если сторонам не удаётся договориться, то вопрос переходит в суд Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). Сейчас готовится технико-экономическая информация о целесообразности распространения режима на третьи страны, в том числе прорабатывается вопрос о необходимости системного толкования соглашения», – рассказала Светлана Зиновьева.

Представитель ФАС также дала некоторые разъяснения о конкурентных принципах Таможенного союза. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции касается непосредственно участников рынка и обеспечивает свободное перемещение товаров, капитала, свободу экономической деятельности и эффективное функционирование товарных рынков на единой таможенной территории.

Наднациональный уровень Евразийской экономической комиссии начнёт работать с
1 января 2014 года, тогда начнутся рассмотрения заявлений, касающихся злоупотреблений доминирующим положением на трансграничном товарном рынке.

«В настоящий момент в рамках реализации соглашения о единых принципах и правилах конкуренции готовится модельный закон о конкуренции, с теми нормами и правилами, которые содержатся в национальных законодательствах стран. При создании этого закона будет учитываться законодательство всех трёх стран. Нужно отметить, что законодательство РФ в сфере защиты конкуренции наиболее продвинуто среди трёх стран», – отметила Наталья Яковенко.

По её словам, общий парк вагонов – цистерн ТС – составляет более 320 тыс. единиц, при этом парк вагонов РФ составляет более 85%, соответственно потенциал РФ для выхода на рынка России, Казахстана, Белоруссии значителен.

Таможенный кодекс союза уже почти готов, завершение формирования Единого экономического пространства не за горами, но о следствиях и последствиях нововведений, отметили представили государственных органов, говорить пока рано.

«Это будет новая конкурентная среда, мы увидим, как рынок на всё это отреагирует», – пояснила представитель ФАС.

Однако уже сейчас существует мнение, что не всем перевозчикам новый Таможенный кодекс будет на руку. Представитель железных дорог Казахстана в беседе в корреспондентом «Гудка» отметил, что, поскольку нормативный документ ориентирован на экспорт товаров, ожидать улучшений перевозчикам, которые ввозят продукцию на территорию ТС, не приходится. Например, Казахстан нуждается в импорте, и чаще всего по железной дороге.

«Кодекс сделан на основе Таможенного кодекса России. Для Казахстана это в какой-то степени шаг назад. У нас было либеральное таможенное регулирование. Российская таможня защищает свои интересы и ставит препоны для ввоза иностранного груза. Казахстану же больше нужно ввозить.
Может быть, с позиции государства вступление в Таможенный союз стратегически выгодно, как и, возможно, для автомобильных перевозчиков. Но для железных дорог Казахстана не могу говорить о прямой выгоде», – сказал глава департамента маркетинга перевозок АО «НК «Казахстан темир жолы» Нуржан Алпыспеков.

Закон|Регулирование

Автор: Азалия Идрисова

Новости

11 ч
12 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости