Подписка 1520 - PDF

Преждевременная коммерция

Понедельник, 08.07.2013 в 00:00
Преждевременная коммерция
На Экспертном совете Федеральной антимонопольной службы РФ Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) и Национальная ассоциация транспортников представили свои проекты создания коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок. В РЖД полагают, что для торговли услугами перевозок ещё нет никаких предпосылок.

Создать в области грузовых железнодорожных перевозок саморегулируемую организацию наподобие действующей в электроэнергетике НП «Совет рынка» предложил в январе прошлого года на совещании с угольщиками в Кемерове президент Владимир Путин. Как пояснил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, в железнодорожной отрасли также необходимо создать сопутствующую коммерческую инфраструктуру, аналогичную энергетической.

Программы СОЖТа и Национальной ассоциации транспортников значительно расходятся. Как пояснил член правления СОЖТа Сергей Тугаринов, операторы предлагают создать СРО операторов, электронную торговую площадку на базе уже существующей системы «Фабрикант Рейл», при этом гарантированно обеспечив социально значимые перевозки. И уже по мере совершенствования нормативной базы (пока ещё, кстати, не определён даже статус операторов) двигаться дальше, развивая функционал этой торговой площадки.

Предложение Национальной ассоциации транспортников оказалось более радикальным, поскольку, как пояснил её президент Георгий Давыдов, оно касается не только предоставления вагонов, но и всей системы грузовых железнодорожных перевозок. На электронной торговой площадке предлагается торговать уже перевозками, изначально предполагая, что на определённых маршрутах должны появиться и частные перевозчики. При этом для подстраховки остаётся гарантирующий перевозчик в лице, очевидно, РЖД. Должен быть созван общий тарифный съезд транспортников, куда участники рынка смогут назначать делегатов, которые в свою очередь создадут Совет рынка железнодорожного транспорта. Последний будет состоять из нескольких палат, сформированных исходя из необходимости обеспечения общего баланса интересов: грузовладельцев, операторов, перевозчиков, владельцев инфраструктуры и других участников рынка. Вся эта структура должна обеспечивать функционирование такой коммерческой инфраструктуры, которая будет существовать параллельно с нынешней. По мнению Георгия Давыдова, она должна на первом этапе охватить до 5% рынка, хотя Анатолий Голомолзин считает, что эта доля может дойти и до 20%.

«Эта коммерческая инфраструктура ещё не существует, а под неё уже предлагается модель рынка с множественностью перевозчиков, – говорит заместитель руководителя департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Надежда Михайлова. – Все знают позицию РЖД по этому вопросу. Есть многочисленные мнения и наших, и зарубежных экспертов, что разделение инфраструктуры и перевозок приведёт к значительному удорожанию услуг железнодорожного транспорта».

«Предполагается, что на торговой площадке совершаются сделки, всё оформляется, подаются заявки, а РЖД их выполняют. А что РЖД должны выполнять? – замечает генеральный директор ЦФТО ОАО «РЖД» Елена Кунаева. – Мы работаем в отсутствие правового поля, не определён статус отдельных субъектов рынка, нет ни порядка взаимодействия между ними, ни ответственности за участие в этих процессах».

Схемой предполагается, что грузоотправитель платит за перевозку груза в вагонах, а затем на РЖД ложится заявка на исполнение и перемещение порожнего состава из точки, назначенной владельцем, в место погрузки. Но это коренным образом меняет всю технологию перевозочного процесса и накладывает серьёзные ограничения на выполнение обязательств РЖД перед другими грузоотправителями, продолжает Елена Кунаева. При недостаточно развитой инфраструктуре огромное значение имеет согласованное перемещение порожнего и гружёного подвижного состава, а при спотовых заявках достичь хотя бы нынешнего уровня эффективности невозможно.

Тем не менее ФАС намерена продолжить обсуждение проектов, чтобы найти решение по вопросу создания коммерческой инфраструктуры.
Реформа|Власть

Автор: Сергей Плетнев

Новости

5 ч
5 ч
1 д
10 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости