Подписка 1520 - PDF

Свободное падение

Понедельник, 08.07.2013 в 00:00
Свободное падение
Надежды властей Украины на улучшение ситуации в её экономике пока не оправдались. Все основные макроиндикаторы, в том числе региональный КАРГО-индекс, снижаются. И хотя вскоре на фоне низкой базы возможен рост, Счётная палата требует от правительства пересмотра планов на год. Аргумент: нереальные ориентиры ставят под вопрос выполнение бюджета.

В июне Госстат Украины улучшил оценку ВВП в первом квартале. После уточнения данных по бюджетным расходам и работе финансового сектора выяснилось, что темпы падения реального ВВП были меньше озвученных ранее (снижение на 1,1%, а не 1,3%). Однако эти изменения слишком малы, чтобы можно было поверить в намеченные правительством 3,4% роста по итогам года. В этой связи глава Счётной палаты Украины Роман Магута призвал пересмотреть официальные планы. При этом он сказал, что в 2012 году одним из главных факторов невыполнения бюджета стало как раз «существенное отклонение реального роста экономики от прогнозного» (0,2% вместо 3,9%).

Минфин уже изменил свои оценки по нынешнему году: глава ведомства Юрий Колобов заявил, что ВВП может увеличиться на 1–1,5%. Это, очевидно, больше похоже на правду, чем звучавшие ранее цифры. Но прогнозы ряда международных экспертов более скупы. В ЕБРР ожидают сокращения реального ВВП на 0,5%, а в МВФ говорят о нулевом росте.

В самой Украине также далеко не все смотрят в будущее с оптимизмом. После обнародования шокирующих данных по промышленному производству за май (снижение в годовом сопоставлении на 9,3% против 2,2% в апреле) агентство ЛIГАБiзнесIнформ провело экспертный опрос. Его результаты позволяют предположить, что некоторые наблюдаемые проблемы могут стать хроническими. «Падение промпроизводства связано со снижением спроса на украинскую продукцию на внешних рынках», – полагает глава Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерий Геец. По его мнению, запущенная правительством ранее программа активизации экономики пока находится на старте и не даёт ощутимых результатов. «Во втором полугодии можно надеяться на вялый подъём, но стремительного роста не будет», – уверен эксперт.

Схожего мнения придерживается директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. По его оценке, с осени в Европе должна наметиться тенденция к улучшению, в связи с чем можно ожидать некоторого оживления спроса на товары украинских экспортёров. Но даже если внешняя картина изменится, внутренние болевые точки сохранятся. «За первый квартал 2013 года доля инвестиций в структуре ВВП составила менее 10%, что является катастрофическим показателем. И хотя по одному кварталу выводы делать рано, это тревожный сигнал, свидетельствующий, что инвесторы отказываются от Украины. По этой причине производство хромает и хромать будет», – полагает он.

Есть, впрочем, фактор, который в любом случае должен пойти на пользу: невысокие итоги июля – декабря прошлого года дают надежду на рост от низкой базы. Однако пока ещё этого эффекта нет. И потери несут все основные макроэкономические индикаторы. Так, Индекс выпуска в базовых отраслях Нацбанка поставил новый антирекорд: после относительно умеренных потерь апреля (минус 1,3% в годовом сопоставлении) в мае он обвалился сразу на 7,6%. Хуже было только осенью кризисного 2009-го.

Подобным образом оценивает ситуацию в реальном секторе украинской экономики и региональный КАРГО-индекс. Его абсолютное значение в мае составило 114,2%, что на 2,9 процентного пункта хуже уровня апреля. А в годовом сопоставлении индикатор потерял сразу 12,5% (против «разгонных» 5,7% в предыдущем месяце). Это является отражением динамики погрузки. Если в апреле её объём на сети железных дорог снизился в сравнении с тем же периодом 2012 года на 4,6%, то в мае провал увеличился до 10,3%.

Главным аутсайдером при этом стало зерно, чья погрузка сократилась на 68,4%. Основная причина – торможение экспорта. Но уже с июля начнётся новый сельхозгод, который, возможно, будет удачным. Так, по прогнозам Минагропрода, урожай зерна может достигнуть 54 млн тонн (годом ранее было 46,2 млн), а экспорт – 26 млн тонн (22,8 млн). А это значит, что зерно по-прежнему будет одним из главных поставщиков валюты в страну.

Тем более, что спрос на продукцию другого ключевого экспортёра – металлургии – остаётся достаточно низким. В этой связи продолжает сокращаться погрузка чёрных металлов на сети железных дорог: в мае на 3,8% в сравнении с аналогичным отнюдь не высоким периодом 2012 года. Правительство сейчас пытается поддержать производителей: в июне им были обещаны решение проблем с возвратом НДС, а также «заморозка» тарифов на электроэнергию и перевозки. В обмен должны быть сохранены рабочие места и выполнены все социальные обязательства. Кроме того, металлы на экспорт не должны уходить дешевле, чем стоят на внутреннем рынке.

Падение погрузки фиксируется и по другим значимым для реального сектора экономики грузам, входящим в расчётную базу регионального КАРГО-индекса. Так, в мае погрузка угля сократилась в годовом сопоставлении на 12,5%. Это закономерно, ведь на фоне низкого внутреннего спроса украинские угольщики снижают добычу (только в последний месяц весны на 12,6%). Несколько поправить положение дел может восстановление сгоревшей в марте Углегорской ТЭС. Потребляемый ею уголь сейчас невостребован, а это одна из крупнейших тепловых станций в стране. По планам властей, два энергоблока ТЭС будут пущены к декабрю нынешнего года, ещё два – в 2014-м. Впрочем, системных решений по поддержке угольной отрасли, на которых уже давно настаивают производители, пока нет.

Зато принятие подобных мер возможно в другой сфере. В ежегодном послании президента к парламенту говорится, что вывести нефтепереработку Украины из кризиса позволит введение импортных квот. Детали пока не ясны, но саму идею сложно назвать новой. Ранее, напомним, неоднократно звучали призывы ограничить поставки топлива из Белоруссии и России, поскольку это создаёт угрозу для украинских производителей. Крупнейшие НПЗ страны даже на время выводились из работы. Сейчас они возвращаются в строй. А на низкой базе прошлого года погрузка нефтяных грузов на сети железных дорог Украины в мае выросла сразу на 40%.
КАРГО-индекс|Украина

Автор: Юлия Громадская

Новости

3 ч
3 ч
4 ч
4 ч
5 ч
10 ч
10 ч
1 д
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54