Подписка 1520 - PDF

Вместе за грузом

Понедельник, 08.07.2013 в 00:00
Вместе за грузом
В присутствии глав государств главы национальных железнодорожных администраций России, Казахстана и Белоруссии подписали соглашение о создании Объединённой транс­портно-логистической компании (ОТЛК), которая будет заниматься перевозкой контейнерных грузов в рамках Единого экономического пространства. В том числе на транзитных маршрутах между Европой и Азией.

Этот бизнес-проект является одним из немногих реальных в рамках интеграционных процессов ЕЭП и пока единственным, который консолидирует инфраструктурные отрасли трёх государств. Создание новой компании сформирует инфраструктурную платформу для реализации других масштабных строек, а инвестиции позволят обслуживать транспортные потребности экономик стран Таможенного союза и других государств на современном уровне.

Как отмечается в соглашении, ОТЛК создаётся в форме акционерного общества. После получения согласия государственных органов в уставный капитал будут внесены акции или доли участия в компаниях-операторах подвижного состава и терминалов (ОАО «ТрансКонтейнер», АО «Кедентранссервис», АО «Казтранссервис» и ряда других), транспортно-логистических компаниях (ОАО «РЖД Логистика»), а также вагоны для перевозки контейнеров, контейнеры и необходимое для деятельности имущество железнодорожных грузовых терминалов на станциях Забайкальск (Россия), Достык (Казахстан), Алтынколь (Казахстан), Брест-Северный (Белоруссия).

Передаваемое в оплату акций ОТЛК имущество будет вноситься по рыночной оценке, определённой независимым оценщиком из числа ведущих международных компаний.

«Это рамочное соглашение, фиксирующее согласие сторон на создание такой компании, которая будет работать на принципах, заложенных в устав Единого экономического пространства, – рассказал корреспонденту «Гудка» президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Мы совместно будет работать с Китаем. Потому что все хотят получить его грузы. Поэтому, чтобы не конфликтовать, нам нужно договариваться совместно».

РЖД предложили, чтобы юрисдикция новой компании была российской. Но принимать окончательное решение будут правительства трёх государств.

Как пояснил Владимир Якунин, формирование уставного капитала ОТЛК будет проходить в несколько операций, потому что стоимость 51% российского пакета это довольно большие деньги – $950–980 млн.

«Поэтому мы договорились о том, что и казахская, и белорусская стороны готовы доносить средства в несколько операций в определённый период, который сейчас обсуждается, – говорит Владимир Якунин. – Этот срок может быть до 7 лет. Причём часть вносится материальными активами. Скажем, терминалы на границе – это больше для Казахстана характерно. У белорусской стороны меньше собственности. Именно поэтому мы делаем такую растяжку по времени».

Но в этом нет благотворительности ни с чьей стороны. Это просто расчёт на формирование нового транспортного коридора, который позволит привлечь колоссальный объём грузов. И на этом смогут заработать все три стороны. Кроме того, это позволит загрузить железнодорожную инфраструктуру государств ЕЭП, ведь инфраструктура будет получать свой тариф в любом случае.

Паритет был предложен потому, что иначе едва ли можно было рассчитывать на позитивный отклик. Ведь и у Казахстана, и у Белоруссии есть свои транспортные политики, которые могут не совпадать с российской. «И чтобы не было никаких сомнений в том, что мы предлагаем честную и интересную игру, пусть у всех будут равные доли – по 33,3%, – пояснил Владимир Якунин. – Когда мы говорим о 51%, то это наш актив, который мы вносим в уставный капитал ОТЛК. А доли будут у всех одинаковые».

Казахстан сможет внести примерно до четверти своей части основного капитала, а дальше будут добавлять средства в течение того периода, который будет согласован. Белоруссия сейчас решает, что они будут вносить в уставный капитал – деньги или имущество. Для этой страны ситуация осложняется тем, что нет законодательной базы для приватизации активов. Поэтому им необходимо принять отдельный законодательный акт (это может быть указ президента), который позволит это сделать.

Глава Белорусской железной дороги Владимир Морозов сообщил «Гудку», что белорусская сторона внесёт в уставный капитал то, что необходимо для транзитных перевозок между Китаем и Европой, а конкретно – свой терминал. О планах Казахстана по реализации проекта читайте подробнее на стр. 10.

Проект принесёт существенные финансовые выгоды как для акционеров, так и для государств ЕЭП. Согласно бизнес-плану, общий грузооборот ОТЛК к 2020 году превысит 4 млн ДФЭ. Дополнительный доход национальных железнодорожных компаний от использования инфраструктуры к 2020 году составит около $1,6 млрд. Кумулятивный вклад в ВВП стран ЕЭП к 2020 году, согласно расчётам, составит $11,3 млрд, в том числе для России – почти $5 млрд, для Казахстана – $5,3 млрд, для Беларуси – около миллиарда.

Для обеспечения роста внутренних и международных перевозок, в том числе транзитных, ОТЛК будет инвестировать в подвижной состав, контейнеры, терминалы и IT-инфраструктуру. Предполагается, что к 2020 году их объём составит около $6,2 млрд накопленным итогом. Капитальные вложения будут осуществляться за счёт собственных и заёмных средств компании без привлечения дополнительных средств учредителей.

Основу бизнес-модели ОТЛК составят вертикально интегрированная база активов, комплексная услуга по перевозке железнодорожным транспортом с «последней милей», сетевой охват на всей территории ЕЭП. В результате ОАО «РЖД» займёт сильную позицию на международном транспортном рынке.

Как говорит Владимир Якунин, с принятием решения о создании Объединённой транспортно-логистической компании появилась уникальная возможность, которая не только позволит объединить усилия различных железных дорог на евразийском пространстве, но и соединить финансовый капитал с реальным проектом. Сейчас же наблюдается определённая отчуждённость денег от производства.

«Для того чтобы преодолеть существующее отчуждение финансового капитала и реального сектора экономики, нужно создавать именно такие проекты, а не те, где просто накручивают проценты, – заявил на панельной дискуссии форума Владимир Якунин. – Необходимо чётко определиться с направлениями международного сотрудничества, и такое международное сотрудничество, безусловно, даст стимул для взаимодействия не только железнодорожных компаний, но и банковской сферы и индустрии».

Интеграция|Документ

Автор: Сергей Плетнев, Ольга Соломонова

Новости

7 ч
7 ч
7 ч
14 ч
15 ч
17 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54