Подписка 1520 - PDF

Силлогизмы рынка

Понедельник, 10.06.2013 в 00:00
Либерализация локомотивной тяги не может иметь положительного эффекта для России в условиях дефицита инфраструктуры, другие страны «пространства 1520» также не готовы принять такую реформу без оговорок. К таким выводам пришли участники дискуссии «Конкуренция в перевозочной деятельности» на VIII Международном бизнес-форуме «Стратегическое партнёрство 1520».

Основной лейтмотив высказываний экспертов форума в Сочи оказался примерно следующим: локальные частные железнодорожные перевозчики, руководствуясь в своей деятельности исключительно получением прибыли, в первую очередь освоят наиболее выгодные маршруты.

Как объяснил в процессе дискуссии старший вице-президент по корпоративному управлению и стратегическому развитию ОАО «РЖД» Валерий Решетников, холдинг вынужденно будет обслуживать менее привлекательные направления, что поставит компанию в заведомо проигрышное положение, поскольку на убыточные маршруты «частники» вряд ли выстроятся в очередь. А для компенсации расходов и упущенной прибыли придётся либо увеличивать тарифы для тех грузоотправителей, кто будет вынужден работать с ОАО «РЖД». Или останется просить деньги у государства.

Многим странам, где существует перевозочная конкуренция, для введения этой практики пришлось произвести крупные единовременные денежные вливания.

«России придётся сделать так же», – сказал Валерий Решетников, подчеркнув, что «в 2009–2010 годах уже было подсчитано, во сколько обойдётся внедрение конкуренции на перевозки. Счёт шёл на сотни миллиардов. И с тех пор ничего в этом плане не изменилось».

Основное требование к организации конкуренции – наличие широко развитой инфраструктуры. По мнению старшего вице-президента РЖД, в условиях её дефицита (как в РФ, так и у соседей по «пространству 1520») начнётся конкуренция не за клиента, а за дефицитную инфраструктуру.

Украина, где реформа железнодорожной отрасли в самом разгаре, поддерживает с этой точки зрения ОАО «РЖД». Первый заместитель генерального директора «Укр­зализныци» Николай Сергиенко выразил мнение, что тяга должна находиться в государственной собственности.

Есть, конечно, и оппоненты такой точки зрения. Генеральный директор ООО «Уральские локомотивы» Александр Салтаев считает, что конкуренция на рынке тяги всё же должна присутствовать, это позволит быстрее обновить парк локомотивов.

«Сегодня в парке больше 6 тыс. локомотивов постоянного тока. Наш завод производит по 120 локомотивов в год. Чтобы обновить весь парк, потребуется около 30 лет» – так он аргументирует свою позицию. Кроме того, множественность перевозчиков повлияет на стоимость локомотивов. Однако Александр Салтаев все же уточнил, что для его компании стоимость изменится незначительно. Поскольку ОАО «РЖД», на его взгляд, ведёт в этом направлении очень правильную финансовую политику.

В европейских же странах колеи 1520 мм, где инфраструктура уже отделена от перевозочной деятельности (правда, везде по-разному), тоже не видят ничего хорошего в конкуренции на общих железных дорогах.

По мнению заместителя генерального директора АО «Литовские железные дороги» Альбертаса Шименаса, конкуренция перевозчиков на железных дорогах возможна лишь на параллельных линиях. Только тогда проявляются свойственные честной конкурентной борьбе снижение тарифов и улучшение качества сервиса. При этом общую стратегию и управление все равно должно взять на себя государство.

«На наш взгляд, неудача реформ в ряде стран была изначально запрограммирована из-за неправильного тезиса, что конкуренция между операторами на железнодорожной линии повысит эффективность железных дорог и обеспечит переток груза на железные дороги с автомобильного транспорта», – отметил Альбертас Шименас.

По его мнению, увеличение числа операторов-перевозчиков неизбежно приводит к увеличению затрат, если они работают на одной линии. «В отличие от автомобильного, водного и воздушного транспорта, где конкуренция на одной линии является эффективной, на железной дороге из-за специфики инфраструктуры и управления движением эта практика даёт противоположные результаты», – уверен представитель ЛЖД.
Конкуренция|Реформа

Автор: Азалия Идрисова

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Другие новости