Подписка 1520 - PDF

Отряд сопротивления

Понедельник, 10.06.2013 в 00:00
Украинская экономика, находящаяся в фазе рецессии, пытается побороть свой недуг. Отчасти успешно. Так, сокращается глубина провала в промышленности и строительстве. Впрочем, сопротивление пока ещё слишком слабо, и ряд ключевых отраслей, в том числе транспорт, продолжают сбавлять ход.

В начале июня президент Виктор Янукович заявил, что самый тяжёлый период позади. А премьер Николай Азаров выразил уверенность, что к концу года всё же удастся «выйти на экономический рост». И хотя прогнозы экспертов полны скепсиса (например, ЕБРР полагает, что восстановление пойдёт крайне медленно), определённые предпосылки для изменения ситуации есть. Впрочем, не все они связаны с реальными улучшениями. Так, уверенность в грядущем подъёме может дать низкая база сравнения: проблемы в экономике Украины начали проявляться ещё весной 2012-го, а второе полугодие и вовсе прошло под знаком «минус».
Но, как бы то ни было, первые признаки нормализации ситуации стали заметны сейчас. Так, рассчитываемый Нацбанком Индекс выпуска в базовых отраслях решил не брать новый «рекорд»: в апреле он снизился в годовом сопоставлении на 1,3% после провала на 4% в марте. В подготовленном Нацбанком обзоре сообщается, что это связано с запущенной правительством программой активизации экономики, о которой так много говорили в предыдущие месяцы.

В частности, в документе отмечается, что подпрограмма по импортозамещению дала возможность улучшить показатели пищевой, текстильной и фармацевтической промышленности. Кроме того, предоставление временных льгот на электроэнергию в обмен на обеспечение ферросплавами металлургических предприятий позволило возобновить работу двух крупных ферросплавных заводов – Стахановского и Запорожского. «Таким образом, несмотря на продолжившееся снижение мировых цен на сталь, показатели украинской металлургии улучшились», – поясняют в Нацбанке.

Всё это привело к улучшению ситуации в целом по сегменту «обрабатывающие производства»: глубина провала сократилась с 9,3% до 3,5%. Объём производства электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха вовсе нарастил темп роста: с 0,5% до 1,2%. Единственным сегментом промышленности, где были негативные изменения, стала добыча полезных ископаемых: вместо мартовского подъёма в 0,5% было снижение на 1%. В итоге в целом в апреле промпроизводство снизилось в годовом сопоставлении на 2,2%, что лучше картины предыдущего месяца (минус 5,2%).

В стройиндустрии также есть определённые перемены, но их масштабы оценивать позитивно сложнее. Так, по итогам апреля объём выполненных работ в строительстве снизился к тому же периоду 2012 года на 21,7%, а в марте был обвал на 28,8%. Впрочем, как говорит глава Минрегиона Украины Геннадий Темник, потери во многом связаны с тем, что сравнение ведётся с базой подготовки к Чемпионату Европы по футболу-2012. «Без учёта этих объектов отрасль показывает рост», – утверждает он.

В то же время сельхозпроизводство, динамику которого можно было ещё недавно характеризовать как вполне успешную, преподнесло неприятный сюрприз. В апреле темп роста сократился до 3,4% в годовом сопоставлении (в марте было 6%).

Региональный КАРГО-индекс при этом достаточно сдержанно оценивает все происходящие в реальном секторе экономики Украины изменения. Хотя под влиянием сезонного и календарного факторов абсолютное значение индикатора прибавило в апреле в сравнении с мартом 1,3 процентного пункта, до 117,2%, освобождённый от этого влияния показатель продолжает погружаться в зону отрицательных величин. В апреле он потерял в годовом сопоставлении 5,7% против 3,3% месяцем ранее.

И виной тому даже не динамика погрузки на сети железных дорог Украины. Здесь картина осталась прежней: в апреле было снижение в годовом сопоставлении на 4,6%, а в марте – на 4,7%. Скорее, причиной невысокого уровня КАРГО-индекса стали изменения по ключевым для экономики грузам, включённым в его расчётную базу.

Главным аутсайдером стало зерно. Причём отставание его погрузки увеличивается: в апреле её объём сократился в годовом сопоставлении на 38,1% против 28,6% в марте. Во многом это связно с торможением экспорта. Во всяком случае о том, что такой процесс идёт, свидетельствует статистика Минагрполитики.
Увеличивается отставание от аналогичных показателей предыдущего года по ещё одному ключевому для Украины грузу – углю. В апреле его погрузка сократилась на 6,9% против 3,4% в марте. Позитивных перемен здесь ждать вряд ли стоит. Ведь даже на фоне снижения добычи (на 7,4% в апреле) растут запасы (до 9,7 млн тонн, что на 40,9% больше того же показателя 2012 года).

Кроме того, вопреки данным о позитивных переменах в металлургии, в апреле погрузка соответствующих грузов была далека от рекордной. Так, по чёрным металлам зафиксировано снижение на 7,7% (в марте был рост на 4%), а по железной и марганцевой рудам на 3,1% (в предыдущем месяце было также 3,1%, но в плюсе).
Зато нефтяные грузы показали относительно неплохой результат: в апреле их погрузка была на уровне аналогичного периода предыдущего года. Учитывая то, что ещё в марте здесь был провал на 14,3%, само по себе это можно оценивать позитивно. И есть обнадёживающие прогнозы. Так, по словам вице-премьера Украины Юрия Бойко, «Роснефть» планирует осенью возобновить работу одного из крупнейших НПЗ страны – Лисичанского. Также есть информация о намерении «ЛУКОЙЛа» запустить после годового простоя «Карпатнефтехим».

В плюсе в апреле была погрузка строительных грузов: рост на 6,5% против отрицательного результата марта (было снижение на 2,5%). На Украине ранее было запущено несколько госпрограмм, целями которых являются помощь гражданам в приобретении жилья и, как следствие, активизация в стройкомплексе. И власть говорит о новых инициативах. В частности, глава Минрегиона Геннадий Темник сообщил, что планируется развернуть строительство микрорайонов доступного жилья на перспективных земельных участках, то есть там, где есть необходимая инженерно-транспортная и социальная инфраструктура. В ближайшее время начнутся работы на девяти пилотных площадках в Днепропетровске, Донецке, Киеве и его окрестностях, Одессе, Харькове, Севастополе, Николаеве. Всего планируется построить 194 дома на 22 тыс. квартир.

КАРГО-индекс|Украина

Автор: Юлия Громадская

Новости

2 ч
3 ч
3 ч
3 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54