Подписка 1520 - PDF

Третий парк

Понедельник, 27.05.2013 в 00:00
Третий парк
В рамках Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества разработана Единая система управления и использования парка грузовых вагонов различных форм собственности (ЕСУПГВ). О проблемах, связанных с запуском работы системы, корреспондент «Гудка» беседует с первым заместителем начальника департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» Надеждой Давыденко.

– Для чего понадобилось разрабатывать ЕСУПГВ?

– Если раньше, до активных процессов реформирования на сети железных дорог «пространства 1520», мы работали с инвентарным парком и система управления была заточена именно под него, а средства за использование парка друг друга делились между железнодорожными администрациями, то сейчас доля «инвентаря» постоянно снижается. Растёт парк частных компаний. В этом году весь парк в Эстонии станет приватным, по такому же пути идут Украина и Белоруссия. А работа с частными парками строится уже по-иному, поскольку нужно платить и собственнику вагона.

На 53-м заседании Совета по железнодорожному транспорту в Вильнюсе в 2010 году была разработана и утверждена концепция ЕСУПГВ. Система позволяет управлять парком вне зависимости от принадлежности и сокращает транспортные издержки для грузоотправителей. Получается своего рода «третий парк» после инвентарного и собственного. Железнодорожные администрации смогут использовать эти вагоны для выполнения заявок грузоотправителей с оформлением одного перевозочного документа в гружёном состоянии. Тем самым сокращается порожний пробег и оптимизируются расходы участников перевозочного процесса.

– А этот парк будет существовать физически или просто виртуально в системе?

– Он будет существовать физически, потому что для использования частного вагона любой иностранной администрацией будет необходимо согласие его собственника. Финансовые интересы компаний операторов и собственников будут приоритетом, без этого никакой третий парк невозможен, поскольку никто не захочет передавать туда свои вагоны. А управление им будет сочетать в себе те элементы инвентарного и частного парков, которые уже отработаны и у нас, и на всём пространстве СНГ. Пока ЕСУПГВ не заработала, нельзя говорить о количестве общих вагонов.

– Что представляет из себя эта система технически и почему она до сих пор ещё не заработала?

– ЕСУПГВ – это целый комплекс программ, которые отслеживают все перемещения вагонов. Причём собственный или инвентарный это парк, в данном случае значения не имеет, данные о дислокации и погрузке мы всё равно видим. Технология давно отработана и изменится лишь пул вагонов, которыми программы и будут управлять.

Однако вся проблема в определении размера ставок и платы за пользование этим подвижным составом. Так как у частных вагонов ставки за пользование выросли по сравнению с инвентарём, то здесь и возникает проблема. Третий парк можно создать лишь тогда, когда ставки пользования за вагон приближены к рыночной конъюнктуре, которая постоянно меняется. Сейчас, к примеру, спад перевозок и профицит подвижного состава, поэтому цены падают. А железнодорожные администрации должны иметь возможность формировать предсказуемые тарифные условия для своих клиентов. Поэтому пока согласия достичь не удаётся. Поэтому в резолюции 58-го заседания Совета указано, что до первого февраля 2014 года необходимо разработать проект методики определения ставок платы за пользование грузовыми вагонами собственности других государств применительно к вагонам Единого парка и изменения в правила комплексных расчётов между железнодорожными администрациями. До апреля эти документы должны быть рассмотрены администрациями для последующего утверждения уже на 60-м Совете. Над промежуточными результатами эксперты поработают уже в ноябре, на следующем заседании Совета в Кишинёве.

А с технической точки зрения всё просто, и не возникает никаких особенных проблем. После утверждения методологической основы ЕСУПГВ её положения будут отражены в программном обеспечении.
Автор: Сергей Плетнев

Новости

22 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости