Подписка 1520 - PDF

Вредная привычка

Понедельник, 27.05.2013 в 00:00
Вопрос об объёмах поставок нефти из России на переработку в Белоруссию вновь открыт. Хотя ожидалось, что в мае на встрече премьеров обеих стран он будет решён. Это особенно неприятно, учитывая нарастающий негатив в белорусской экономике, благополучие которой сильно зависит от российских энергоресурсов. Неудивительно, что и КАРГО-индекс продолжает пребывать в зоне отрицательных величин.

21 мая в Москве состоялась встреча премьер-министра России Дмитрия Медведева и его белорусского коллеги Михаила Мясниковича. Согласно официальному заявлению, обсуждался широкий круг вопросов социально-экономического сотрудничества. Как отметил в начале переговоров Дмитрий Медведев, прошлый год был весьма позитивным. «Был достигнут самый высокий товарооборот за всю историю наших отношений – порядка $45 млрд», – подчеркнул он. Сейчас же, по словам российского премьера, ситуация ощутимо сложнее.

Проблемы действительно есть, и некоторые из них остались за скобками официальных заявлений. В том числе это касается вопросов, связанных с поступлением в Белоруссию российской нефти. Ранее Минск выражал надежду, что в скором времени ему удастся наконец заключить соглашение по объёмам поставок до конца текущего года. Однако буквально накануне встречи премьеров министр энергетики РФ Александр Новак проанонсировал лишь подписание (в срок до 15 июня) соглашения на третий квартал. Предполагалось, что главы правительств могли бы внести ясность в данный вопрос. Но, судя по тому, что никаких заявлений на эту тему в итоге не прозвучало, компромисс не найден.

Между тем для Белоруссии это действительно важно. По недавно обнародованной оценке экспертов Института экономики Национальной академии наук страны, в прошлом году за счёт льготных цен на энергоресурсы Минск фактически получил субсидии от Москвы на сумму порядка $10 млрд. Для сравнения, по данным Нацбанка Белоруссии, ВВП в 2012-м составил около $63 млрд. Так что зависимость велика, а, учитывая её масштабы, тактика коротких квартальных соглашений, которой придерживается Россия, достаточно болезненна для её партнёра.

Напряжение могло быть меньшим, если бы на других «фронтах» можно было говорить о каком-либо серьёзном успехе. Но пока, по данным Белстата, темп роста ВВП всё дальше удаляется от предусмотренных официальным прогнозом 8,5%. В январе – апреле основной макроэкономический индикатор увеличился в годовом сравнении только на 2,5%. По итогам первого квартала прибавка была более солидной (3,5%), хотя и ей до заявленных планов далеко.

В этой связи председатель правления Нацбанка Белоруссии Надежда Ермакова заявила, что в экономике страны есть резервы для более высоких темпов роста. «Мы должны двигаться быстрее, для этого есть возможности», – сказала она. Однако конкретики не прозвучало. Глава Нацбанка отметила лишь, что обеспечение прогнозной динамики ВВП – это «возможность предприятий, управленцев».

Но если такие шансы и есть, то пока они не реализуются. Ведь результаты работы белорусской промышленности выглядят всё более разочаровывающими. В апреле Белстат зафиксировал снижение производства на 3,5% против 2,5% в марте. И это не единственная проблема. Ведь даже сокращение выпуска не привело к уменьшению затоваренности складов, наоборот, запасы готовой продукции продолжают расти. По ситуации на 1 мая их объём достиг 82,4% от среднемесячного выпуска. Для сравнения, ровно год назад данный показатель был чуть меньше 50%, причём уже тогда это называлось очень высоким уровнем. Кстати, свежая статистика по складским запасам стала предметом критики президента, который и раньше обращал на неё внимание. «Я не отменял своё требование к правительству стать одним большим министерством торговли. Попрошу немедленно подключить местные органы и обеспечить разгрузку складов», – заявил Александр Лукашенко.

Тем временем темп роста объёма сельхозпроизводства хотя и остаётся положительным, но всё же не очень высок: в апреле в сравнении с тем же периодом предыдущего года был подъём на 1,7% против 1,3% в марте.

Объём инвестиций в строительно-монтажные работы в апреле снизился в сравнении с аналогичным периодом 2012 года на 12,4%, хотя в целом за четыре месяца возрос на 1%. При этом взрывной подъём вдруг отмечен в жилищном строительстве. По итогам апреля объём введённого в эксплуатацию жилья увеличился в сравнении с тем же периодом 2012 года на 33,6% против 3,9% месяцем ранее. Впрочем, в целом за четыре месяца результат отрицательный (снижение на 0,6%).

На фоне всего изложенного выше неудивительно, что региональный транспортный индикатор вновь демонстрирует результаты, далёкие от рекордных. Под воздействием сезонного и календарного факторов абсолютное значение КАРГО-индекса в апреле увеличилось на 4,8 процентных пункта, до 129,6%. Однако в годовом сравнении транспортный индикатор уже пять месяцев подряд не может вырваться из зоны отрицательных величин – по итогам апреля он уменьшился на 7,3% против 11,1% в марте.

Это является отражением динамики погрузки на сети белорусских железных дорог. Во втором месяце весны её объём в годовом сопоставлении сократился на 12,3% против 15,5% в марте.

Из входящих в расчётную базу КАРГО-индекса грузов список аутсайдеров возглавили нефтяные, погрузка которых сократилась сразу на 24,4%. Отчасти наблюдаемое сейчас снижение связано со статистическим эффектом высокой базы (в апреле прошлого года был рост на 16%). Однако опасение вызывает даже не само сокращение погрузки, а то, что дать уверенный прогноз по данному грузу сейчас крайне проблематично.

Уменьшилась также погрузка удобрений (на 8,5%). Причём потери идут от низкой базы апреля 2012-го (тогда было снижение на 12,5%). А данный груз, напомним, является одним из важнейших экспортных товаров Белоруссии.

Позитивную динамику сейчас демонстрируют только грузы, связанные со стройкомплексом. Так, погрузка строительных грузов увеличилась в апреле сразу на 9,1% (правда, рост идёт на фоне невысокой базы – во второй месяц весны 2012-го было снижение на 13,7%). А несомненным лидером в процентном выражении стал цемент – его погрузка выросла на 17,8%. Причём этот результат фиксируется от относительно неплохого итога апреля минувшего года (тогда также был всплеск, причём сразу на 12,9%).

КАРГО-индекс|Белоруссия

Автор: Юлия Громадская

Новости

35 м
53 м
1 ч
1 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54