Подписка 1520 - PDF

Задержка в развитии

Среда, 15.05.2013 в 00:00
Задержка в развитии
Мрачные прогнозы начинают сбываться. ВВП Украины уже третий квартал подряд снижается, а это значит, что можно с полным правом говорить о начале рецессии. Положительные изменения вероятны лишь во втором полугодии, да и то благодаря низкой базе сравнения.

В 2012-м результаты работы экономики Украины были далеки от рекордных. После завершения второго квартала рост ВВП испарился: в июле – сентябре основной макроиндикатор потерял 1,3%, а в октябре – декабре – 2,5%. Негативный тренд не удалось переломить и сейчас: по итогам первого квартала нынешнего года ВВП сократился в годовом исчислении на 1,3%. Власти ранее уже предупреждали о вероятности рецессии, а потому сюрпризом это не стало. Теперь же руководство страны говорит о будущих успехах.

По словам президента Виктора Януковича, «второе полугодие будет лучше, чем первое». Однако он не рассказал о том, какие существуют объективные предпосылки для этого. Очевидно лишь, что свою роль сыграет сравнение с низкой базой аналогичного периода прошлого года. Между тем ранее одним из основных драйверов называлась правительственная программа активизации экономики, стоимость которой, по последним данным, составляет почти 461 млрд гривен ($57 млрд). Реализация всех запланированных мер, как говорил несколько месяцев назад премьер Николай Азаров, позволяет ожидать роста ВВП в целом по году на 2,5–3,4%.

Ещё недавно с этими цифрами были согласны международные эксперты, но теперь их прогнозы заметно хуже. Так, Всемирный банк пересмотрел свои ожидания по ВВП с 3,5% до 1%. Международный валютный фонд «срезал» намного больше: с прежних 3,4% до нуля. Это худший прогноз из тех, которые Украина получила от международных экспертов после кризиса конца 2000-х. При этом специалисты фонда обосновывают свою оценку задержкой в проведении структурных реформ, а также низкой конкурентоспособностью экономики страны.

Подтверждением этому служат актуальные данные Нацбанка о развитии ситуации в базовых отраслях: вычисляемый им Индекс выпуска в марте снизился в годовом сопоставлении на 4% против 3,5% в феврале. При этом единственным сегментом, который уберёг индикатор от ещё большего проседания, стало сельское хозяйство, которое демонстрирует подъём (по итогам первого квартала на 5,8% в годовом сопоставлении).

Прежний драйвер роста – розничная торговля – теряет темп: с 14,8% в январе – феврале до 13,4% по итогам трёх месяцев. Значительно хуже ситуация в строительстве: спад углубился с 19,9% в феврале до 28,5% в марте.

В минусе остаётся также промышленность. По итогам первого месяца весны объём промпроизводства сократился в годовом сопоставлении на 5,2%. В феврале провал был чуть больше (6%), но ни о какой попытке восстановления речь не идёт. Свою роль здесь сыграла погода: весна запомнилась нетипичными холодами, что повлияло на производство электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха (прибавка на 0,5% после снижения на 17,2% в предыдущем месяце).

Одновременно с этим сократился темп роста добычи полезных ископаемых (с 0,9% до 0,5%) и увеличились потери обрабатывающих производств (с 5,6% до 9,3%).

Всё это отразилось на показателях работы железных дорог Украины. В марте объём погрузки уменьшился в годовом сопоставлении на 4,7% против увеличения на 5,9% в феврале. Это, в свою очередь, привело к негативным изменениям в динамике регионального КАРГО-индекса.

Несмотря на то что под воздействием традиционно сильного для этого периода сезонного и календарного факторов абсолютное значение индикатора в марте в сравнении с февралём потяжелело на 12,9 процентных пункта, до 115,9%, в годовом сопоставлении картина совершенно иная. После роста в последнем месяце зимы на 6,1% КАРГО-индекс попал в зону отрицательных величин, причём потери составили сразу 3,3%.

Одной из основных причин этого стало резкое сокращение погрузки зерна: в марте на 28,6% в сравнении с тем же периодом 2012 года. А ведь ещё недавно это был лидер роста погрузки в процентном выражении. О его значимости для экономики недавно заявил и министр финансов Украины Юрий Колобов. По его словам, в 2012-м страна больше заработала на продаже зерна, чем металлов, которые долго были главной экспортной позицией.

Нынешнее сокращение погрузки отражает тот факт, что вывоз зерна за рубеж фактически остановился. Отчасти это вызвано достижением оговорённых трейдерами и правительством лимитов, которые гарантируют безопасность внутреннего рынка. И хотя в конце апреля все ограничения были сняты, рассчитывать на изменения уже не приходится. По словам гендиректора Украинской аграрной конфедерации Сергея Стоянова, цены на внешнем рынке сейчас ниже, чем на Украине.

Уменьшилась также погрузка нефтяных грузов (на 14,3% в годовом сопоставлении). Причём такое падение фиксируется на фоне сравнения с достаточно низкой базой минувшего года: весной 2012-го остановил свою работу Лисичанский НПЗ. О том, что отрасль буквально дышит на ладан, говорится давно, а несколько месяцев назад власти заявили о намерении принять меры по защите внутренних производителей. Но к настоящему моменту, судя по всему, планы скорректированы. По данным пресс-службы Минэкономразвития Украины, расследование условий ввоза нефтепродуктов из Белоруссии, результатом которого могло быть введение импортных пошлин, проводиться не будет. Зато, как заявил глава Минэнерго Эдуард Ставицкий, ведомство подготовило проекты программ, направленные на увеличение объёма переработки на тех заводах, «где государство имеет влияние». Что именно планируется предпринять, пока неизвестно.

Среди других важнейших грузов, входящих в расчётную базу регионального КАРГО-индекса, можно отметить уголь, погрузка которого сократилась в марте в годовом сопоставлении на 3,4%. Причём произошло это, по данным Укрстата, на фоне роста запасов этой продукции у поставщиков и потребителей: на 1 апреля на 33,8% в годовом сопоставлении, до 8,8 млн тонн (для сравнения: в марте всего было добыто 5,6 млн тонн). Одним из способов решить эту проблему власти называли строительство мощностей по газификации угля. Первый такой комплекс уже начал работать в Луганске. Ещё три только в этом городе будут введены в строй в ближайшие два года.

КАРГО-индекс|Украина

Автор: Юлия Громадская

Новости

4 ч
4 ч
4 ч
11 ч
12 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54