Подписка 1520 - PDF

Раздвоение экономики

Пятница, 19.04.2013 в 00:00
Раздвоение экономики
Такие негативные изменения нашли отражение и в показателях работы железной дороги Белоруссии. В первом квартале объём погрузки снизился в годовом сопоставлении на 11,3%, март завершён на отметке 15,5% (в феврале было сокращение на 10,8%).

Это оказало серьёзное влияние на динамику регионального КАРГО-индекса. Хотя его абсолютное значение увеличилось в сравнении с предыдущим месяцем на 11,7 процентного пункта, причина этого лишь в традиционно сильных в данный период года сезонном и календарном факторах.

При сопоставлении с тем же периодом 2012 года транспортный индикатор четвёртый месяц подряд не просто находится в зоне отрицательных величин, но и всё глубже погружается в неё. Так, в марте КАРГО-индекс уменьшился в годовом сопоставлении на 11,1% против 4,1% в феврале.

При этом изменения в погрузке наиболее важных для реального сектора экономики грузов, которые входят в расчётную базу транспортного индикатора, также косвенно свидетельствуют о том, что значительное увеличение объёмов экспорта – задача трудноисполнимая. Так, сильнее всего в марте в сравнении с тем же периодом 2012 года снизилась погрузка нефтяных грузов (на 20,7%), хотя именно они долго были ключевой точкой роста экономики.

В числе главных причин, которые могут дестабилизировать ситуацию в белорусской нефтепереработке, до недавнего времени называлось возможное сокращение поставок российского «чёрного золота». Но сейчас ситуация в этой сфере нормализовалась. Как заявил первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко, уже есть договорённости о поставках не только на второй, но и на третий квартал: объёмы сохранятся на уровне 5,75 млн тонн, что позволяет рассчитывать на 23 млн тонн по году (в 2012-м было 21,5 млн тонн).

Опасность возникла с другой стороны – реальностью становится ограничение экспорта нефтепродуктов на Украину. Пока антимонопольное расследование, на котором настаивают производители этой страны, не началось. Но, как заявил директор украинской «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, положительное решение по этому вопросу может быть принято в ближайшее время. Он также не исключил, что вскоре на нефтепродукты из соседней республики будет введена специальная пошлина в размере $180 за тонну. «Этого будет достаточно, чтобы закрыть украинский рынок для Белоруссии», – добавил он. О масштабах потерь можно судить уже сейчас. Как сказал заместитель гендиректора Мозырского НПЗ Виталий Павлов, рынок соседней республики – приоритетный для белорусских производителей. На него, напомним, приходится пятая часть всех зарубежных поставок топлива.

Заметно лучше выглядит ситуа-ция с погрузкой другого ключевого для экономики Белоруссии экспортного товара – удобрений. В марте она увеличилась в годовом сопоставлении на 3,5%. Впрочем, рост фиксируется по сравнении с невысокой базой 2012 года, когда спрос на зарубежных рынках был невысок. Сейчас ситуация постепенно исправляется. Но страна готовит и запасной плацдарм. С апреля «Беларуськалий» начал производить более востребованные в мире NPK-удобрения. Впрочем, в ближайшей перспективе значительных результатов от этого ждать не приходится: введённые мощности составляют лишь 240 тыс. тонн в год. Выпуск же калийных удобрений в стране может достигать 11 млн тонн.

КАРГО-индекс|Белоруссия

Автор: Юлия Громадская

Новости

8 ч
8 ч
1 д
12 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»