Подписка 1520 - PDF

Разглядели преступление

Среда, 10.04.2013 в 00:00
Генеральная прокуратура Латвии рассмотрела заявление министерства сообщения республики, просившего дать правовую оценку многострадальному тендеру на закупку новых поездов, который уже несколько лет не может завершить компания внутренних железнодорожных пассажирских перевозок Pasažieru vilciens (PV). Итогом стало решение возбудить уголовное дело в отношении прежнего правления перевозчика.

Как сообщила пресс-секретарь генпрокуратуры Айга Шенберга, в ходе анализа полученных от ведомства документов выяснилось, что действия прежнего правления PV, которое 2 апреля 2012 года заключило договор на закупку 34 новых электрических и семи дизельных поездов с испанской компанией Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF), соответствуют признакам преступных деяний на государственной службе. По её словам, для досудебного расследования дело передано государственной полиции Латвии.

«Гудок» неоднократно сообщал о тендере, который PV проводит с 2009 года. С сентября 2010 по май 2011 года за победу в тендере боролись три компании: испанская CAF, швейцарская Stadler Bussnang AG, а также Рижский вагоностроительный завод (РВЗ) в тандеме с канадской компанией Bombardier Transport France S.A.S, выступавшей в качестве субподрядчика.

Однако многократные жалобы конкурсантов друг на друга и на условия тендера в Бюро по надзору за закупками Латвии (БНЗ) и в Европейскую комиссию каждый раз приостанавливали и тем самым затягивали его.

После очередной приостановки заявку на участие в нём подал только один претендент – испанская CAF. Причём в качестве субподрядчика она привлекла РВЗ.

Но 2 апреля 2012 года с CAF был подписан договор. Согласно ему, стоимость покупки 41 поезда должна была составить 144 млн латов (205,4 млн евро), из которых 100 млн латов (142,56 млн евро) обещал выделить фонд Кохезии (Cohesion fund, фонд выравнивания уровней экономического развития стран – членов ЕС). Вторая часть договора предусматривала обслуживание поездов в течение 30 лет. В целом его сумма оценивалась в 429,24 млн латов (610,76 млн евро). Новые поезда должны были появиться до августа 2015 года.

После этого договор поставили под сомнение Минсообщения и БНЗ, указав на несоответствие его параметров конкурсному предложению. Затем ведомства поддержал и министр финансов Латвии Андрис Вилкс. Минфин также сослался на мнение Еврокомиссии, от которой получил «пренеприятное» письмо. В нём она предупредила, что в случае, если выполнение договора продолжится, Латвии, возможно, придётся самой платить те 100 млн латов, которые предусмотрены в качестве софинансирования из фонда Кохезии. В связи с этим уже прежний министр сообщения Айвис Ронис поручил представителям своего ведомства и PV встретиться с ЕК, чтобы обсудить вопрос о возможных изменениях затрат по договору.

Прежнее руководство PV (председателем правления был Нилс Фрейвалдс, членами правления – Эдмундс Канцевич, Мартиньш Йиргенс и Янис Петерсонс) сначала стало отрицать информацию о нарушениях в договоре и «переводить стрелки» на лиц, которые руководили компанией до него, – тех, что объявляли тендер. Якобы их нужно благодарить за такие последствия. Однако затем Нилс Фрейвалдс подал заявление об уходе, заявив, что ему стало «сложно выдерживать физически и психологически» то, что в последнее время происходит вокруг договора.

«Я принял решение, что дальнейшим разъяснением проблем министерствам сообщения, финансов и Еврокомиссии может заняться и другой руководитель, который до сих пор не был вовлечён в этот процесс и у которого не было разногласий ни с одной из сторон», – сказал тогда господин Фрейвалдс.

Вслед за ним заявления об увольнении подали и члены правления PV. А вместо них назначены новые: Анрийс Бренценс, Сильвия Дреймане и Айгарс Штокенбергс. Чтобы компания не лишилась 100 млн от ЕС, до 2 октября 2012 года им предстояло договориться с CAF о внесении изменений в подписанный в апреле договор. Но прийти к консенсусу к обозначенному сроку им не удалось.

Не удалось прийти к нему и в ходе продолжившихся до 29 марта 2013 года переговоров в рамках медиации (досудебное примирение сторон с участием юристов). Отдельные пункты договора так и остались камнем преткновения для его выполнения. Какие именно – не разглашается. CAF же после этого объявила о своём намерении обратиться в суд с иском против PV.

Между тем новый министр сообщения Анри Матисс поручил руководству предприятия немедленно подготовить предложения о возможности закупки новых поездов и привлечения финансов. По словам пресс-секретаря PV Яны Приедниеце, её руководство солидарно с министром в том, что «жителям Латвии жизненно необходимы новые поезда». Выполнить его поручение компания должна в течение месяца.

Тем временем правительство Латвии уже успело концептуально поддержать перераспределение средств фонда Кохезии, которые предусматривались для закупки новых поездов, в пользу других железнодорожных проектов.

Предполагается, что из 100 млн латов 78 млн будут выделены на развитие железнодорожной инфраструктуры в рамках коридора «Восток – Запад» и проекта Rail Baltica, а остальные средства – для сферы пассажирских перевозок, в частности реконструкцию перронов. Правда, перераспределение финансирования ещё должна утвердить Европейская комиссия.
Закупки|Расследование

Автор: Маргарита Меньшакова

Новости

3 ч
3 ч
3 ч
4 ч
4 ч
9 ч
10 ч
1 д
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54