Подписка 1520 - PDF

Сбой в расписании

Вторник, 09.04.2013 в 00:00
Сбой в расписании
Опасность болезни под названием «рецессия» на Украине получила официальное признание. Во всяком случае, об этом заявило руководство страны. Побороть надвигающуюся бурю планируется за счёт изменения политики внешней торговли.

Ещё недавно власти Украины давали радужные оценки состояния экономики и говорили о её росте в этом году на 3 или даже 4%. Сейчас от былого оптимизма не осталось и следа. Президент Виктор Янукович признал, что «проблемы в стране есть». А премьер Николай Азаров заявил, что экономика Украины находится по уровню развития «где-то в 1980 году». Вдобавок к этому, сказал он, есть вероятность рецессии.

Выходом из сложившейся ситуации, по мнению Азарова, станет двухлетняя программа активизации экономики стоимостью в $45,7 млрд (подробнее об этом см. «Гудок-1520» № 5 за 2013 год). Её реализация должна начаться уже в апреле нынешнего года. Однако правительство до сих пор так и не дало чёткого ответа на вопрос об источниках финансирования этого антикризисного плана.

Зато стала понятна его главная задача. Власти, судя по всему, опасаются повторения на Украине сценария белорусской экономической болезни 2011 года. Тогда из-за слишком большого отрицательного сальдо торгового баланса в соседней республике проявился острый дефицит валюты, который привёл к масштабному кризису.

О вероятности повторения подобного на Украине говорится уже давно. Ведь в последние семь лет сальдо торгового баланса здесь было традиционно отрицательным. И решать эту проблему сейчас Киев намерен в точности так же, как и Минск: наращивать любыми способами экспорт, ограничивая импорт и замещая его внутренним производством.

Однако не похоже, что промышленность страны к этому вполне готова. В феврале объём промпроизводства снизился в годовом сопоставлении на 6% против 3,2% в предыдущем месяце. И лишь отчасти нынешняя динамика обусловлена сравнением с «високосной» базой 2012 года.

Своё влияние на итоговый показатель оказала также нетипично тёплая для последнего месяца зимы погода (в прошлом году, наоборот, в феврале были сильные морозы). В результате резко сократилось производство электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха (на 17,2% против январского снижения на 1%).

Вместе с тем углубился провал в перерабатывающей промышленности (до 5,4% с 4,5%). В небольшой плюс удалось выйти лишь добыче полезных ископаемых (на 0,9% против январского снижения на 3,6%).

Ситуация в промышленности оказала негативное влияние на динамику Индекса выпуска в базовых отраслях Нацбанка Украины. Этот индикатор в феврале потерял в годовом сопоставлении 3,5% против снижения на 1,6% в январе.

Но о том, что ещё не всё потеряно, могут свидетельствовать данные о работе железных дорог Украины. В феврале погрузка выросла в сравнении с тем же периодом 2012 года на 5,9% (в январе было снижение на 2,1%).
Впрочем, здесь надо учитывать, что сравнение ведётся с не самыми высокими результатами февраля прошлого года, когда аномальные морозы значительно затрудняли перевозку целого ряда грузов.

Как бы то ни было, изменения в погрузке нашли отражение в динамике регионального транспортного индикатора. Абсолютное значение КАРГО-индекса выросло в феврале по сравнению с предыдущим месяцем на 6,2 процентного пункта, до 103%. А в годовом сопоставлении показатель взлетел сразу на 6,1% против снижения на 3,1% в январе.

Необходимо отметить, что в числе лидеров роста есть грузы, связанные с горно-металлургическим комплексом, который Виктор Янукович называет фундаментом экономики. В феврале на 17,6% в годовом сопоставлении увеличилась погрузка железной и марганцевой руды. Прибавки по чёрным металлам нет, но это классический пример распространённого мнения о том, что отсутствие новостей – это хорошие новости. Ведь с лета прошлого года погрузка чёрных металлов стабильно снижалась.

При этом прогнозы украинских металлургов обнадёживают. В этом году, по данным объединения «Металлургпром», выпуск общего проката может прибавить 6,4%, стали – 5,6%, а чугуна – 4,6%. Власть рассчитывает на это и говорит о необходимости развития отрасли – одного из главных «поставщиков» валюты в страну. «Если модернизируем горно-металлургический комплекс, который является крупнейшим экспортёром, крупнейшим налогоплательщиком, – поднимем экономику», – говорит Виктор Янукович.

Кроме металлургии, приток валюты обеспечивает сейчас экспорт зерна. И хотя в феврале объём погрузки данного груза вернулся на уровень того же месяца прошлого года, связано это с договорённостями между зернотрейдерами и правительством, по которым отгрузки зерна за рубеж из-за почти выбранных лимитов экспорта были минимальны. Но весенние цифры обещают быть лучше: в конце марта Минагрополитики увеличило прогноз по экспорту на текущий сельхозгод с 22 до 24,5 млн тонн зерна. Пока же (по ситуации на 1 апреля) за рубеж поставлено только 19,4 млн тонн.

Впрочем, улучшать внешнеторговое сальдо планируется не только за счёт наращивания экспорта. Ставка делается также на ограничение импорта и его замещение за счёт возможностей собственного производства.

В первую очередь речь идёт о нефтепереработке. О проблемах, которые фактически поставили данную отрасль на грань выживания, говорилось уже неоднократно. И пока решить их не удаётся: в феврале объём переработки нефти на Украине сократился на 47,5%, погрузка соответствующих грузов на 28,6%.

Однако, как сообщил в начале апреля министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, возглавляемое им ведомство работает «над защитой нефтепереработки от протекционистских мер, принятых в России и Белоруссии». «В течение двух недель соответствующие пакеты документов о введении импортных пошлин будут подготовлены и переданы на рассмотрение кабмина. К концу года надеемся выйти на переработку 1 млн тонн в месяц, то есть на уровень 2004–2005 годов», – пояснил он.

Возобновление интереса к нефтепереработке внутри страны уже заметно. В конце марта начались масштабные пусконаладочные работы на Одесском НПЗ. Этот завод был остановлен осенью 2010 года, а возобновит производство, как ожидается, нынешним летом. Также в перспективе планируется запустить Лисичанский НПЗ (он не работает с марта 2012 года).

КАРГО-индекс|Украина

Автор: Юлия Громадская

Новости

1 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости