Подписка 1520 - PDF

В ожидании чуда

Вторник, 19.03.2013 в 00:00
Белорусский лидер Александр Лукашенко пригрозил правительству отставкой, если не удастся увеличить экспорт. И вообще он не слишком доволен нынешними экономическими результатами. Это, впрочем, неудивительно. Рост ВВП отстаёт от прогноза. При этом промышленность ушла в минус. Не намерен покидать красную зону и региональный КАРГО-индекс.

По оценке Белстата, рост ВВП в январе – феврале в годовом выражении составил 4,4%. Это, конечно, лучше, чем январская прибавка в 3,1%. Однако связан прогресс в основном лишь с эффектом сравнения: в прошлом году в этот же период было заметное торможение. Кроме того, реальность пока далека от официального прогноза (8,5% по итогам года).

Ещё месяц назад Александр Лукашенко, характеризуя положение дел в экономике, выглядел в целом достаточно довольным. Например, он говорил, что «удалось достичь положительного внешнеторгового сальдо», а также устранить «неурядицы, которые достались после 2011 года». Тогда, напомним, экономику Белоруссии поразил крупнейший в её истории кризис, связанный с дефицитом валюты и отрицательным сальдо торгового баланса.

Теперь же настроение президента изменилось кардинально. В начале марта он обрушился с критикой на правительство. Поводом для этого стали уже обозначенные выше результаты, а также отсутствие прогресса в привлечении иностранных инвестиций и низкий, по мнению Александра Лукашенко, экспорт. А именно его расширение президент считает «главным фактором восстановления высоких темпов экономического роста» и залогом стабильности. Глава государства потребовал обеспечить в этом году прибавку экспорта на 15% – до $60 млрд. В случае если этого не произойдёт, кабинет министров может быть отправлен в отставку.

Пока же показатели внешнеторговых операций далеки от заданных. По наиболее актуальным сейчас данным Белстата, в январе объём экспорта просел в годовом сопоставлении сразу на 13%. И есть вероятность того, что выйти в желанный плюс будет нелегко.

Об этом, например, свидетельствуют показатели работы базовых отраслей экономики. В плюсе, но небольшом, пока
сельское хозяйство. За два первых месяца объём сельхозпроизводства вырос в годовом сопоставлении на 3,1% (в том числе в феврале на 2,3%).

В промышленности картина хуже – здесь вновь фиксируется снижение производства (в последний раз подобное было не так уж и давно – в октябре 2012-го). В феврале объём промпроизводства уменьшился в годовом сопоставлении на 1,2%, что полностью перекрыло прибавку января (на 0,4%). В сумме по итогам двух месяцев Белстат говорит о снижении на 0,4%. При этом официальный прогноз, напомним, ставит задачу достижения 7-процентного роста за год.
Кроме того, сохраняется «привычка» работать «на склад», уже неоднократно становившаяся предметом пристального внимания властей. По состоянию на начало февраля запасы готовой продукции составили 67,9% от среднемесячного объёма производства (месяцем раньше было 59,7%).

Все эти изменения нашли отражение в результатах работы белорусского транспорта. В целом объём перевозки грузов в феврале, по первой оценке Белстата, просел по сравнению с тем же периодом 2012 года на 4,4% (за два месяца – на 3,5%). При этом в железнодорожном сегменте уменьшение более значительное – на 13,3% (за январь – февраль – на 12,6%).

Детализацию за февраль по отдельным грузам статистическое ведомство пока не представило. Поэтому вычисление регионального КАРГО-индекса возможно лишь по январю. В этом месяце абсолютное значение транспортного индикатора сократилось в сравнении с декабрём на 1,8 процентного пункта, до 114,6%. Причём объясняется это не только влиянием сезонного и календарного факторов. Ведь освобождённый от такого воздействия КАРГО-индекс не просто остаётся в красной зоне, но всё глубже проваливается в неё. В январе он уменьшился в годовом сопоставлении на 4,3% против 3,4% в декабре.

При этом анализ структуры транспортного индекса позволяет говорить о проблемах, устранение которых сейчас как раз и требует президент: в январе существенно сдали позиции экспортоориентированные грузы.
Так, погрузка удобрений уменьшилась в годовом сопоставлении на 5,5% при том, что крупными игроками рынка даются относительно оптимистичные прогнозы. Об увеличении спроса на внешних рынках, к примеру, недавно заявили российские «Уралкалий» и «Акрон».

Еще более серьёзно снизилась погрузка нефтяных грузов – на 9,8%. Среди позитивных новостей здесь можно отметить лишь то, что Минску удалось договориться с Москвой о поставках нефти на переработку на второй квартал в том же объёме, что и в первом, – 5,75 млн тонн. Это соответствует запрашиваемым Белоруссией в целом по году 23 млн тонн. Впрочем, на весь год топливный баланс до сих пор не подписан.

Но есть и неприятные для белорусской нефтепереработки новости. Так, Украина, на долю которой приходится порядка 20% экспортных поставок, планирует заметно сократить закупки или вовсе от них отказаться. Киев рассматривает возможность введения импортных пошлин, а недостаток нефтепродуктов рассчитывает закрыть за счёт собственных НПЗ.

Отставание погрузки есть также по цементу (на 6,2% к аналогичному показателю прошлого года). При этом ранее сообщалось, что республика инвестирует в модернизацию своих заводов и планирует превратить цемент в один из ключевых экспортных товаров.

Получается, что пока среди грузов, которые направляются за рубеж, можно выделить только зерно (рост погрузки в январе на 7,6%). Впрочем, однозначно назвать это успехом сложно. Ведь отчасти это эффект сравнения с низкой базой аналогичного периода прошлого года.

Также в январе возросла погрузка строительных грузов (на 2% в годовом сопоставлении). Но это, очевидно, результат изменения не внешней, а внутренней конъюнктуры. В период валютного кризиса произошёл провал в строительстве, связанный с сокращением государственного финансирования. Теперь власти пытаются выправить ситуацию. Правда, с переменным успехом. По крайней мере, размер инвестиций в строительно-монтажные работы в январе сократился в годовом сопоставлении на 5,4%, а в феврале (такие данные уже опубликованы) прибавил сразу 20,3%. Но в целом за два месяца фиксируется только 6,7% роста.

КАРГО-индекс|Белоруссия

Автор: Юлия Громадская

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Другие новости