Подписка 1520 - PDF

Единой системой

Вторник, 19.03.2013 в 00:00
Единой системой
Рабочая группа по направлению «Развитие международной экономической интеграции» Экономического совета при Президенте РФ обсудила ряд мер, направленных на развитие рынка логистических услуг как в России, так и в соседних государствах. Для улучшения координации между официальными органами Торгово-промышленная палата (ТПП) предложила создать на своей базе специальное агентство.

Как сообщил на заседании рабочей группы первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, ситуация с логистикой в стране за последние два года только ухудшилась. По индексу Всемирного банка, Россия переместилась в мировом рейтинге с 94-го на 95-е место. И это притом, что страна по размеру ВВП находится в первой мировой десятке. Не многим лучше обстоит дело и у наших соседей по Единому экономическому пространству. Казахстан находится в рейтинге на 86-м месте, а Белоруссия – на 91-м. В результате международные транспортные услуги, предоставляемые железнодорожными компаниями ЕЭП, по соотношению цена – качество существенно уступают зарубежным аналогам.

Интересно, что темпы роста логистики превышают рост погрузки в РЖД (см. диаграмму), однако страна всё равно продолжает отставать от других государств.

Вадим Морозов выделил три основные причины, которые сдерживают развитие рынка логистики в России. Это отсутствие чётко выверенной нормативно-правовой базы, наличие организационно-технических препятствий (например, сложная система расчётов за международные перевозки в ЕЭП), а также инфраструктурные ограничения, не позволяющие развивать комплексные высокотехнологичные логистические услуги.

Со своей стороны Торгово-промышленная палата также проанализировала ситуацию и определила основные «узкие места», которые, в свою очередь, относятся к внешним сферам и к национальной экономике. Они практически совпадают с теми, что отмечают и в РЖД. Как подчёркивает председатель комитета ТПП по логистике Олег Дунаев, в России не развиты транспортная и логистическая инфраструктура, сервисы с добавленной стоимостью, практически отсутствует предложение услуг управленческой логистики. В результате недостаточное использование логистических принципов управления в реализации транзитного потенциала обусловливают высокий уровень логистических издержек – 9 трлн руб. в год.

«В настоящее время логистические издержки в России в среднем составляют около 20% ВВП, в то время как в США – 10% ВВП, – говорит Олег Дунаев. – Снижение издержек на 1% даст экономию в 9 млрд руб. в год. При этом в транспортной составляющей издержки составляют 30–50%, остальное приходится на складирование и содержание запасов, на административные, коммуникационные и управленческие виды деятельности».

Президент Экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики Александр Чуев полагает, что необходимо менять всю систему администрирования транзитных грузов. Снижение транзитных платежей и ускорение не улучшат ситуацию в нынешней системе.

«Мы исследовали и Сибирскую магистраль, и Севморпуть, и транзитную автомагистраль, смотрели, что мы имеем на сегодняшний день и почему грузы к нам не идут. Прежде всего это вызвано тем, что обслуживание этих грузов в нашей стране получается дольше и дороже», – говорит Александр Чуев. По его мнению, нужно смотреть, как улучшить ситуацию с точки зрения таможенной службы, с точки зрения портовиков и железнодорожников.

В апреле 2012 года в РЖД одобрена концепция создания терминально-логистических центров на территории РФ. Этот проект, развивающий инфраструктуру, рассматривается железнодорожниками как сетевой, где все объекты взаимоувязаны. Уже сейчас, как полагают в РЖД, на «пространстве 1520» необходимо создание единой логистической инфраструктурной системы, на базе которой операторы и экспедиторы могли бы формировать свои логистические продукты для клиентов. В этих условиях нужно активизировать усилия по созданию Объединённой транспортно-логистической компании (ОТЛК). Синхронизация этого проекта с покупкой и интеграцией в холдинг компании GEFCO позволит привнести на сеть новые технологии и растиражировать их, ликвидируя тем самым наше отставание от ведущих стран. Как раз для преодоления различий между государствами ЕЭП (хотя бы частично) РЖД предлагают унифицированную технологию переработки грузов, единую тарифную политику и единое информационное пространство. Всё это предполагает внедрение корпоративной информационной системы, которая будет своевременно предоставлять информацию о статусе каждой отправки груза, учитывать и контролировать состояние подвижного состава. В том числе и для этого ОАО «ТрансКонтейнер» приобрело контрольный пакет акций компании «Кедентранссервис» – ведущего частного оператора сети железнодорожных контейнерных терминалов в Казахстане.

«Основным положительным эффектом от создания ОТЛК должно стать формирование транспортно-логистической платформы для реализации масштабных интеграционных проектов в экономике России, Белоруссии и Казахстана, – говорит Вадим Морозов. – В частности, здесь могут быть предложены комплексно-логистические услуги «от двери до двери», а также комбинирование железнодорожных перевозок в транзитном, экспортно-импортном и внутреннем сообщении позволит национальным железнодорожным компаниям увеличить объёмы транзитных контейнерных перевозок в направлении Западный Китай – Восточная Европа до
1 млн ДФЭ к 2020 году».

Со своей стороны, торгово-промышленная палата полагает, что нужно скоординировать усилия всех участников логистических перевозок. Необходимо развитие единой системы логистики, направленное на развитие бизнес-сетей, консолидацию бизнес-процессов организаций.
«Мы предлагаем организовать комиссию по логистике при Администрации Президента РФ и создать на базе ТПП на принципах государственно-частного партнёрства агентство по развитию логистики, – заявил председатель комитета ТПП по логистике Олег Дунаев. – Организация будет заниматься координацией и мотивацией деятельности по формированию единой системы логистики и развития конкурентоспособности российского бизнеса на Евразийском экономическом пространстве».

Вопрос о создании агентства будет рассмотрен на следующих заседаниях рабочей группы.

Власть|Дискуссия

Автор: Сергей Плетнев

Новости

4 ч
6 ч
15 ч
15 ч
16 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54