Подписка 1520 - PDF

Научный подход

Четверг, 07.03.2013 в 00:00
Столкнувшись с несогласованностью в экономических прогнозах министерств, регионов и грузоотправителей, ОАО «РЖД» решило возродить метод составления межотраслевых балансов – наиболее сложный, но и гораздо более достоверный способ прогнозирования. GOR_7742н.jpg

Как пояснил на заседании комитета по транспорту Торгово-промышленной палаты заведующий отделением развития транспортного рынка ОАО «Институт экономики и развития транспорта» Алексей Замковой, при инвестициях в железнодорожную инфраструктуру требуется особая точность прогнозов, поскольку ошибка в 1–2% может привести к неэффективному использованию миллиардов рублей. «Однако прогнозы на макроуровне не согласуются с прогнозами грузоотправителей и также не увязаны с прогнозами в региональном сегменте, – замечает Алексей Замковой. – Сразу бросается в глаза то, что данные многих предприятий не стыкуются с информацией от своих же смежников». Поэтому РЖД с участием экспертов Центра стратегических разработок и Института народно-хозяйственного прогнозирования возродили те методы составления межотраслевого баланса, которые используются в развитых странах и ранее применялись в СССР. Основой метода является использование принципа «затраты – выпуск». Для расчётов необходимо получить, систематизировать и обработать огромные массивы статистики. Специалисты по заказу РЖД создали соответствующий инструментарий, который балансирует эти данные и позволяет делать долгосрочный прогноз железнодорожных перевозок.

В результате РЖД получили прогноз перевозок до 2030 года, по которому можно рассчитать товаропотоки в любом разрезе по годам: общесетевом, региональном, отраслевом, транзитном. Метод РЖД показал увеличение перевозок к 2030 году в 1,5 раза по энергосырьевому варианту развития экономики и в 1,8 раза – по инновационному. С 2010 по 2015 год по инновационному сценарию перевозки возрастут на 16%, с 2015 по 2020 год – на 17%. Затем динамика снижается до 13–14% за пятилетку. Такие же расчёты по годам есть и при энергосырьевом сценарии. При нём, кстати, рост перевозок будет идти в среднем по 2% в год. В январе методика РЖД уже рассматривалась на внутреннем совещании в Минэкономразвития и получила хорошие оценки. «Прогнозный баланс позволяет планировать развитие железнодорожного транспорта, гармонично увязанное с развитием других отраслей экономики, – говорит Алексей Замковой. – Однако эта методика имеет «урезанный» железнодорожный функционал. К сожалению, наши федеральные органы не пользуются такой методикой, и это создаёт определённые проблемы при планировании».

«В Транспортной стратегии предусмотрено, что создание транспортного баланса является задачей номер один, – замечает генеральный директор ФГУП «Научный центр по комплексным транспортным проблемам» Минтранса Олег Евсеев. – Но, к сожалению, то, что сделали РЖД, – это хоть и большая, но самая лёгкая часть работы». Олег Евсеев пояснил, что в отличие от других видов транспорта в РЖД есть хорошая статистика по перевозке грузов и, проанализировав её, можно выявить определённые связи и создать прогнозную модель. Однако вопрос состоит в том, чтобы такие же модели появились и по другим видам транспорта, но это уже сильно усложняет задачу».

Тем не менее, по словам начальника отдела развития транспортных коридоров и логистики Минтранса Алексея Алексеева, РЖД заслуживают огромной благодарности, поскольку это первый прецедент, когда компания взяла на себя инициативу по созданию научных методов прогнозирования. «Ранее у нас по этому поводу было чувство какой-то безысходности, поскольку даже мы в Минтрансе не могли полностью доверять статистике, которую передают нам компании и отрасли, – замечает Алексей Алексеев. – Да, над этой моделью ещё предстоит много работать, но РЖД создали базу, которую можно нарабатывать дальше».

Целью РЖД как раз и является то, чтобы наработанные методы использовались в составлении комплексного транспортно-экономического баланса, однако вопрос о том, когда такой баланс может быть создан, остаётся открытым. В других отраслях нет крупных компаний, которые могли бы взять на себя сбор и анализ статистических данных, разработку методов моделирования. А по таким важным для транспортного баланса отраслям, как автомобильная и речные перевозки, вообще не существует более или менее достоверной статистики. Поэтому перед Минтрансом пока стоит задача навести там элементарный порядок с отчётностью.
Перевозки|Планирование

Автор: Сергей Плетнев

Новости

7 ч
8 ч
8 ч
9 ч
9 ч
14 ч
15 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54