Подписка 1520 - PDF

Ухабистая дорога

Вторник, 05.03.2013 в 00:00

Промышленность стала главной проблемой для экономики Белоруссии. Рост производства в январе оказался близок к нулевому. Транспорт среагировал на это снижением погрузки.

В декабре министр экономики республики Николай Снопков говорил, что ВВП прибавит в первом квартале нынешнего года 8–9%. Схожая цифра (8,5%) содержится и в годовом прогнозе, зафиксированном в указе президента Александра Лукашенко. В прошлом году, напомним, было 1,5% роста.

По итогам января Белстат действительно зафиксировал некоторое ускорение, но всё же набранный темп (плюс 3,1%) ещё очень далёк от ожиданий. Официально эта цифра пока никак не комментируется. На днях Николай Снопков отметил лишь, что «ключевым условием для обеспечения роста в 2013 году является недопущение инфляции выше 12%». Впрочем, четверть лимита (3%) индекс потребительских цен выбрал уже за январь. Поэтому получается, что достичь требуемого уровня можно лишь за счёт проведения жёсткой денежно-кредитной политики.

Однако есть и другая проблема. Как признал Николай Снопков, для роста экономики необходима модернизация производственных мощностей, что требует существенных финансовых ресурсов. По мнению министра, безрисковым источником развития в среднесрочной перспективе являются иностранные и внутренние частные инвестиции. Однако пока Белоруссия не может добиться нужного потока средств. Так, по словам премьера Михаила Мясниковича, в прошлом году привлечено прямых иностранных инвестиций на чистой основе $1,2 млрд, что втрое меньше плана ($3,7 млрд).

Пока же реальный сектор не может оказать существенную поддержку экономике. Так, по итогам января объём промышленного производства в стране практически сел «на ноль»: увеличился в годовом сопоставлении лишь на 0,4%. Несколько лучше картина в сельском хозяйстве (подъём в сравнении с тем же периодом 2012 года на 3,9%). Но это единственное исключение. Чувствительно уменьшился размер инвестиций в строительно-монтажные работы – сразу на 5,4%.

Все эти изменения нашли отражение в индикаторах работы транспорта. Объём перевозок грузов всеми его видами в первый месяц года в сравнении с тем же периодом 2012-го просел на 2,7%. Такая же цифра была зафиксирована и по итогам минувшего года, то есть наметившаяся ранее негативная тенденция продолжилась.

Причём на общем фоне особо неприятно выглядят результаты работы железнодорожного транспорта – в январе объём погрузки в годовом сопоставлении просел на 22%, что фактически соответствует уровню декабря (снижение на 21,9%) и значительно больше, чем было в ноябре (9,2%). Это может быть следствием того, что промышленность в предыдущие месяцы выработала «привычку» работать «на склад». Объёмы запасов в течение прошлого года почти постоянно росли, что неоднократно становилось предметом критики Александра Лукашенко.

Детализацию погрузки по всей номенклатуре грузов Белстат ещё не опубликовал. Наиболее актуальные данные здесь датируются последним месяцем минувшего года. Поэтому расчёт регионального транспортного индикатора также вёлся по этому периоду.

В декабре абсолютное значение КАРГО-индекса составило 116,4%, что на 7,9 процентного пункта (п.п.) ниже уровня ноября. Отчасти здесь свою роль сыграли сезонный и календарный факторы. Но заметно сбавил ход и освобождённый от этого влияния индикатор. В годовом сопоставлении он просел сразу на 3,4%, хотя ещё в ноябре был рост на 3%.

Серьёзное влияние на динамику КАРГО-индекса оказали изменения в погрузке экспортоориентированных грузов. В том числе по нефтяным грузам в декабре было зафиксировано снижение на 19,1%. И от начала нынешнего года, похоже, высоких результатов также ждать пока не приходится. На состоявшемся 13 февраля заседании Совета министров республики Николай Мясникович подчеркнул, что отставания в производстве продукции предприятий, входящих в концерн «Белнефтехим», уже допущены. При этом, как подтвердил первый вице-премьер Владимир Семашко, нефть из России идёт по графику (всего в первом квартале планируется импортировать 5,75 млн тонн, из которых примерно 5,1 млн – по трубопроводу, остальное – по железным дорогам). Впрочем, топливный баланс на весь год Москва и Минск до сих пор так и не согласовали. А это ещё один потенциальный источник проблем.

Сложности есть и по удобрениям. Их погрузка в декабре снизилась на 14,2% в годовом сопоставлении. Минувший год в целом был достаточно сложным для выпускающих эту продукцию предприятий Белоруссии. Впрочем, в последние месяцы появилась надежда на положительные изменения. Белорусская калийная компания (эксклюзивный поставщик «Беларуськалия» и российского «Уралкалия») в начале февраля заключила контракт на 1 млн тонн с ключевым индийским импортёром удобрений Indian Potash Ltd. Ранее договорённости о поставках были достигнуты с компаниями из Китая. А это ещё один крупный покупатель на мировом рынке удобрений.

Вместе с тем в декабре в плюс пошли грузы, характеризующие внутренний инвестиционный спрос. Погрузка цемента увеличилась в годовом сопоставлении на 11,5%, строительных грузов – 1,4%. Но эти перемены пока сложно оценить позитивно. Прибавка по цементу идёт от низкой базы периода, по которому ведётся сравнение. А рост погрузки строительных грузов в принципе сложно назвать впечатляющим. Впрочем, власти надеются изменить ситуацию: указом президента зафиксирован прогноз на этот год по вводу в эксплуатацию 6,5 млн кв. м жилья. Это почти в полтора раза больше, чем в прошлом году. Акцент правительство собирается сделать на развитии индивидуального строительства (его долю к 2015 году планируется увеличить до 40% с нынешних 30–33%).

В декабре подросла погрузка лесных грузов (на 4,9% в годовом сопоставлении). Отчасти это также связано со статистическим эффектом относительно низкой базы аналогичного периода 2011 года. В самой же лесной индустрии выявились серьёзные проблемы. Комитет госконтроля проверил эффективность использования мер господдержки организациями, входящими в состав концерна «Беллесбумпром». Как заявил замглавы секретариата комитета Денис Бартош, затянуты сроки реализации инвестпроектов, фактически заморожены вложенные в модернизацию деньги, в том числе валютные средства в объёме более $500 млн.
КАРГО-индекс|Белоруссия

Итоги работы реального сектора далеки от рекордных
Автор: Юлия Громадская

Новости

57 м
1 ч
1 ч
1 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54