Подписка 1520 - PDF

Себе дороже

Вторник, 05.03.2013 в 00:00

Дирекция Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества представила предварительный расчёт ставок платы за пользование грузовыми вагонами будущего Единого парка «пространства 1520». Поддержали его и предложили согласовать только представители ОАО «РЖД». Остальные администрации на заседании рабочей группы с инициативой пока не согласны.

Предварительный расчёт ставок пользования грузовыми вагонами так называемого Единого парка (см. справку) был выполнен Дирекцией Совета в соответствии с откорректированным проектом «Методики определения ставок платы за пользование грузовыми вагонами собственности других государств применительно к вагонам Единого парка» (п. 5, пп. 5.1 протокола 57-го заседания Совета по железнодорожному транспорту, далее – проект методики) и на основе исходных данных по каждому роду вагонов за 2011 год, полученных от нескольких администраций. Ими поделились ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», Белорусская железная дорога, АО «НК «Казахстан темир жолы», ГП «Железная дорога Молдовы», Latvijas dzelzcels, Lietuvos geležinkeliai и ОАО «РЖД».

Как пояснил заместитель руководителя департамента координации эксплуатационной работы и использования подвижного состава дирекции Николай Щедрин, остальные железнодорожные администрации не смогли предоставить данные о работе своих вагонов в связи с отсутствием у них статистической отчётности, содержащей нужные показатели.

«Дело в том, что эти администрации ведут учёт работы вагонного парка по упрощённой схеме, тогда как, например, у ОАО «РЖД» очень мощные информационные системы, которые позволяют более детально её анализировать, – отметил он. – Вместе с тем доля вагонного парка – как инвентарного, так и собственного – администраций, которые направили нам свои данные для расчёта, составляет 80,4% от общего вагонного парка всех администраций. Поэтому существенное изменение величин ставок платы с учётом данных всех администраций не прогнозируется».

Так или иначе, в ходе расчёта установлено, что величины средневзвешенных коэффициентов рыночной адаптации по всем родам вагонов колеблются в пределах от 2,2 до 3,0. И средневзвешенная ставка платы за пользование вагонами Единого парка превышает действующую ставку платы за пользование вагонами инвентарного парка в 2,8 раза. Если точнее: по крытому вагону – в 2,6 раза, по платформе и по полувагону – в 2,3 раза, по цистерне – в 3,5 раза, по вагону-зерновозу – в 2,4 раза, по вагону-термосу – в 4,6 раза, по прочим вагонам – в 2,6 раза (см. таблицу).

Однако готовность согласовать рассчитанные ставки, ссылаясь на то, что их размер «приближен к рыночным ставкам, устанавливаемым собственниками за пользование вагонами их принадлежности», выразили только представители ОАО «РЖД», делегацию которого на заседании возглавляла заместитель начальника отдела департамента корпоративных финансов компании Елена Смирнова.

В итоге из-за того, что отдельные показатели, использованные при расчёте, являются усреднёнными или получены расчётным путём, его результаты решено лишь принять к сведению. Правда, это не единственная причина, по которой представители администраций отказались их согласовывать.

«Размер платы за пользование вагонами Единого парка при взаиморасчётах между администрациями по рыночным ставкам с учётом коэффициента рыночной привлекательности налагает на администрации особую ответственность, – говорит Николай Щедрин, – поскольку за вагон, привлечённый у собственника в Единый парк, придётся ежесуточно рассчитываться в соответствии со ставками, оговорёнными договором. А расчёт между администрациями будет вестись по рыночным ставкам, и при неэффективном использовании вагонов администрации-пользовательницы понесут убытки. Это-то и настораживает участников рабочей группы».

И, собственно, поэтому, рассматривая на заседании откорректированный проект методики, представители ЗАО «Азербайджанские железные дороги», Latvijas dzelzcels, ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», «Укрзализныци» и управляющей железнодорожной инфраструктурой в Эстонии компании AS Eesti Raudtee выступили за то, чтобы она была аналогичной действующей методике определения ставок платы за пользование вагонами инвентарного парка. И величины применяемых ставок должны быть, по их мнению, едиными.

«Методика определения ставок платы за пользование грузовыми вагонами Единого парка и инвентарного парка и величины применяемых ставок должны быть едиными. Это будет способствовать эффективному управлению парком грузовых вагонов при их использовании в международных грузовых перевозках, снижению порожнего пробега и уменьшению нагрузки на инфраструктуру сортировочных и грузовых станций», – считает член правления Latvijas dzelzcels Эрик Шмукст.

В результате принято решение просить ОАО «РЖД» до 1 марта 2013 года откорректировать проект методики с учётом полученных замечаний и рассмотреть его на очередном заседании рабочей группы.

Администрации «пространства 1520» не готовы играть по рыночным правилам в рамках Единого парка
Автор: Маргарита Меньшакова

Новости

49 м
1 ч
1 ч
2 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Парк»

Вторник, 13.11.2018 в 06:57
Вторник, 13.11.2018 в 06:14
Суббота, 20.10.2018 в 05:10