Подписка 1520 - PDF

Набор шлагбаумов>10

Понедельник, 04.03.2013 в 00:00

>10
Это, в частности, полностью заблокировало транзит сырой нефти и чёрных металлов в порты Украины.

«Даже если «Укрзализныця» будет во­зить по нулевому тарифу, металл к нам не пойдёт, потому что перевозки на Новороссийск дешевле, чем до границ с Украиной. Этот груз утрачен для Украины. Можно рассчитывать только на белорусский и молдавский», – констатировал советник экспедиторской компании «ПЛАСКЕ» Василий Зубков.

Не поддержала российская сторона и предложения УЗ по согласованному предоставлению скидок для казахстанских грузов на порты Украины. «Укрзализныця» согласовала ряд скидок с КТЖ, однако без третьего участника, РЖД, логистика работать не может.

Ещё одним барьером для транзита стало увязывание «Укрзализныцей» тарифной скидки с гарантией объёма грузоперевозки. Этот механизм закладывался с расчётом на устойчивые грузопотоки, однако таковых в условиях усиливающейся рыночной нестабильности практически не осталось. Не способствовал стабилизации и порядок, согласно которому скидки на перевалку транзита через порты объявлялись к началу тарифного года, железнодорожные же – в режиме текущей корректировки тарифных условий.

Сложностей добавил и новый Налоговый кодекс Украины, вступивший в силу в 2011 году. В документе оказалась норма, согласно которой транзитные перевозки грузов железнодорожным транспортом подпали под НДС в размере 17% (ранее – 0%). С одной стороны, указано, что под нулевую ставку подпадают «международные перевозки пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом». С другой – введено ограничение: «перевозка считается международной, если осуществляется по единому международному перевозочному документу». Соответственно, возникла коллизия по поводу переоформления грузов в соответствии с нормами СМГС-ЦИМ на сухопутных погранпереходах, а также через порты (по морскому коносаменту). В обоих случаях это перевозка по двум документам, следовательно, облагается НДС в размере 17%. Нечёткая формулировка, поставившая под удар практически весь транзит, была исправлена только в августе 2012 года.

Ещё одним сюрпризом обновлённого НК стала норма о налогообложении подакцизных товаров. В новом документе в разряд подакциза попали мазут и сжиженные газы – стратегическая транзитная номенклатура УЗ, сохранившая рост вопреки общей тенденции спада. На данные позиции распространился механизм предоставления финансовых гарантий доставки груза в таможни назначения. Это усложнило и сделало дороже транзитную перевозку, что заставило УЗ возобновить борьбу за восстановление региональных железных дорог в статусе таможенного перевозчика (даёт право перевозить транзитные подакцизные грузы без предоставления финансовых гарантий).

Как известно, институт таможенных перевозчиков был введён в правовое поле Украины в 2004 году. Тогда же все шесть железных дорог, входящих в состав УЗ, получили соответствующие лицензии от Гос­таможслужбы (ГТСУ). Однако уже в 2005-м ГТСУ лишила дороги данного статуса под предлогом нарушения таможенных правил. Это привело к оттоку высокотарифного (подакцизного) транзита из Украины, поскольку повысило для грузовладельцев стоимость доставки за счёт необходимости уплачивать финансовый залог. Неоднократные попытки «Укрзализныци» восстановить статус блокировались ГТСУ, выдвигавшей невыполнимые для железных дорог лицензионные условия – запрет перевозить грузы с участием нескольких железных дорог (лиценциатов), обязательное условие использования вагонов именно той железной дороги (лиценциата), которая осуществляет перевозку.

«Это невозможно при организации транзитных перевозок, поскольку грузопоток зарождается на территории иных государств и погрузка осуществляется в вагоны иных железнодорожных администраций», – заявили тогда представители УЗ, комментируя требования таможенников.

Обещал содействие железнодорожникам Борис Колесников, на тот момент вице-премьер-министр, глава Мининфраструктуры, однако сдвинуть вопрос не удаётся и сегодня, когда бывший министр ушёл в парламент. Взамен перед УЗ замаячила новая волна оттока высокотарифного транзита, поскольку правительство огласило намерение в очередной раз расширить список подакцизных товаров с целью пополнения госбюджета.

Рычаг на себя

В сложившихся условиях «Укрзализныце» остаётся практически единственный рычаг привлечения транзита – тарифный, путём предоставления скидок. Как пояснил начальник Главного коммерческого управления «Укрзализныци» Юрий Меркулов, ситуация с транзитом сложнее, чем с экспортно-импортными перевозками, где имеются основы для роста объёмов в следующем году (в виде перспективной номенклатуры). Подобных «точек роста» в сфере транзита не наблюдается, поэтому принято базовое решение сохранить транзитные тарифы на уровне предыдущего года.

«Сейчас мы активно обсуждаем с морскими портами, как сформировать сквозные тарифы как на железнодорожную часть перевозки, так и на перевалку грузов в порту. Наша цель – привлечь как можно больше транзитных грузопотоков», – сообщил он.

Свою часть обязательств порты уже выполнили, внедрив, по распоряжению Мин­инфраструктуры, систему скидок к тарифам на транзитную перевалку грузов. Несмотря на то что она практически совпадает с конфигурацией сквозных ставок на 2012 год, УЗ пока не объявляет о своей части скидок. Фактически порты в очередной раз стали заложниками госрегулирования, поделившись с УЗ доходной ставкой, составляющей в сфере транзитной перевалки в среднем около $12 за тонну груза. Для сравнения: усреднённая доходная ставка «Укрзализныци» в сфере транзита – около $20 за тонну. Правда, в согласованные сторонами условия не включается такой мощный ценовой фактор, как портовые сборы, в то время как именно они формируют сегодня основную часть доходной базы портов – соответственно, наиболее серьёзно влияют на конкурентоспособность как украинских акваторий, так и транзитных маршрутов «Укрзализныци».

Очевидно, предвидя сложности с удержанием транзитных объёмов, УЗ сформировала весьма осторожный показатель роста на 2013 год – +0,7%, заложив его в проект финансового плана года. В прошедшем году рост показал крайне ограниченный набор транзитных грузов – зерно, чёрные металлы, автомобили, строительные грузы. Все эти позиции, хотя и включающие высокотарифную категорию, весьма далеки от мейнстрима украинского транзита. Что будет опорой роста в текущем году, сказать сложно, ведь даже структура скидок, дающая представление о направлениях предстоящего роста, пока под вопросом.

Груз|Проблема

Автор: Владимир Каткевич

Новости

6 ч
6 ч
6 ч
7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Вторник, 13.11.2018 в 06:14
Вторник, 13.11.2018 в 06:11
Вторник, 13.11.2018 в 06:08