Подписка 1520 - PDF

Реформы и разлуки

Понедельник, 04.03.2013 в 00:00
В качестве общих тенденций выделяются попытки государств «пространства 1520» улучшить инфраструктуру, стремление администраций и компаний к реструктуризации, а также смена их топ-менеджмента.

Эстония

Главным событием в железнодорожной отрасли Эстонии в минувшем году стала реструктуризация национального железнодорожного концерна AS Eesti Raudtee (ER). Вместо трёх акционерных обществ – головного ER и его двух 100-процентных «дочек»: инфраструктурной AS EVR Infra и грузовой AS EVR Cargo – остались лишь два. Это непосредственно ER, за которым закрепилась функция управления железнодорожной инфраструктурой, и сохранившее статус предприятия, работающего в сфере грузовых перевозок, AS EVR Cargo.

Вместе с этим поменялось и руководство компаний. В частности, на место председателя правления ER, а по сути главного железнодорожника Эстонии, советом предприятия был назначен 38-летний финансист Ахти Асманн, который до этого занимал пост главы украинского подразделения банка SEB.

Примечательно, что прежний руководитель ER Кайдо Симмерманн занял должность главного инженера в государственном железнодорожном концерне Латвии Latvijas dzelzcels.

Латвия

Вышеупомянутый железнодорожный концерн Latvijas dzelzcels (LDz) в течение года активно обновлял латвийский участок железной дороги Rail Baltica I (маршрут Таллин – Рига – Вильнюс – Варшава), производя капитальный ремонт инфраструктуры на участках Елгава – Мейтене и Инчукалнс – Сигулда. Кроме того, компания занималась строительством второго пути на участке Скривери – Крустпилс, который расположен в наиболее загруженном железнодорожном коридоре Латвии, где при интенсивном движении ощущается нехватка пропускной способности. Строительство второй колеи должно обес­печить равномерный грузопоток к Рижскому порту и более эффективное использование транзитного коридора «Восток – Запад». Общая стоимость проекта, который планируется завершить в 2013 году, – более 93,412 млн евро.

Литва

Если латвийские железнодорожники концентрируют силы на обновлении существующей инфраструктуры Rail Baltica I с колеёй 1520 мм, то их литовские коллеги всерьёз взялись за строительство Rail Baltica II – дороги уже с европейской, «узкой» колеёй, которая должна соединить Хельсинки, Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин. Государственная Lietuvos geležinkeliai (LG) начала обновлять сигнализацию на 42-километровом участке железной дороги Казлу – Руда – Каунас, которая является частью проектируе­мой магистрали. Годом ранее LG реконструировала 7-километровый участок Шяштокай – Моцкава, также входящий в Rail Baltica II. Вообще на Литву, а именно на LG, в рамках проекта возложено строительство 357-километровой железной дороги от границы с Польшей до границы с Латвией. Её ориентировочная стоимость – порядка 1,9 млрд литов (550,349 млн евро).

Белоруссия

У Белорусской железной дороги (БЖД) сменилось руководство. Прежний начальник предприятия Анатолий Сивак был назначен министром транспорта и коммуникаций Белоруссии. А его место в БЖД занял Владимир Морозов, ранее возглавлявший Могилёвское отделение дороги.

Ещё БЖД, сотрудники которой отличаются изобретательностью, за год внедрила более тысячи рационализаторских предложений, что дало экономический эффект в размере 13,3 млрд белорусских руб­лей ($1,538 млн). Новые решения были направлены на обеспечение безопасности движения, экономию и рациональное использование трудовых, топливно-энергетических и материальных ресурсов, а также совершенствование ремонта и эксплуатации тяги.

Украина

Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця», УЗ) в течение года продолжала с переменным успехом реформироваться, а также активно развивала инфраструктуру – причём исключительно на собственные средства, потратив на это 645 млн грн ($79,385 млн). Например, на Приднепровской железной дороге были проделаны работы по модернизации, капитальному и среднему ремонту путей на основных крымских направлениях. А на Львовской продолжилось проектирование тоннеля Бескид – Скотарское.

Кроме того, по приказу Минис­терства инфраструктуры Украины была создана новая отраслевая структура – «Украинская железнодорожная скоростная компания», которой отвели роль управленца недавно закупленных поездов Skoda и Hyundai. Кстати, последние за прошедший год наделали немало шума. Практически после первого месяца эксплуатации корейские электропоезда начали ломаться и опаздывать. А с наступлением зимних морозов – и вовсе выходить из строя: останавливались в поле, а иногда даже не могли покинуть вокзалы.

Молдавия

Государственное предприятие «Железная дорога Молдовы» (ЖДМ) в 2012 году продолжало накапливать убытки от предоставления транспортных услуг, посему сначала стало отправлять своих сотрудников в принудительные отпуска, а затем открыто заявлять о планах сократить штат, причём – ни много ни мало – вдвое.

В связи с этим молдавский Минтранс начал вести переговоры с Европейским банком реконструкции и развития о привлечении кредита суммой 25 млн евро, часть из которого ведомство планирует направить на преобразование ЖДМ в акционерное общество. Предполагается, что в собственности государства останется железнодорожная инфраструктура, а часть услуг предприятия подлежит либерализации. Кстати, сокращение его персонала и в этом случае неминуемо.

Грузия

Так и не попав на иностранную фондовую биржу, 74,5% акций АО «Грузинская железная дорога» (ГЖД) в этом году были переданы правительством Грузии государственному АО «Партнёрский фонд», у которого на тот момент уже было сосредоточено 25,5% акций ГЖД.

Следующей громкой новостью стала добровольная отставка генерального директора и председателя совета директоров компании Ираклия Эзугбая, который, уходя, заявил, что на железной дороге он своё отработал и намерен перейти в другую профессиональную область.
Кстати, его место до сих пор вакантно. Обязанности гендиректора ГЖД выполняет Олег Бичиашвили, который был назначен «Партнёрским фондом» на должность первого заместителя главы компании.

Армения

В начале прошлого года у ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД, «дочка» ОАО «РЖД», управляющая железнодорожным транспортом в Армении) тоже сменилось руководство. Новым генеральным директором компании стал Виктор Ребец, ранее занимавший пост начальника департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД». Прежний глава ЮКЖД Шевкет Шайдуллин возглавил Куйбышевскую железную дорогу.

Важным событием для отрасли стало 14-е заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Арменией, прошедшее в Ереване. В рамках мероприятия был подписан протокол, дающий надежду на строительство железнодорожной линии Ванадзор – Фио­летово, которое обеспечило бы сокращение расстояния из Еревана до грузинской границы с 308 до 220 км. А в случае разблокирования границ с Турцией и Азербайджаном эта ветка стала бы ближайшим железнодорожным путём из Азербайджана в Турцию.

Азербайджан

Азербайджан за прошедший год инвестировал в развитие своих железных дорог 163,8 млн манатов ($208,929 млн), из которых 1,6 млн манатов ($2,040 млн) составили собственные средства национального оператора сети – ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АЖД). Было отремонтировано 132,4 км линий, 25 электрических и дизельных локомотивов, 729 пассажирских вагонов, 3,603 тыс. грузовых вагонов и 630 контейнеров.

Кроме того, в рамках контракта АЖД с литовским предприятием STREFA в Азербайджан поступили девять электровозов серии VL-10.

Узбекистан

Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари» (УТЙ) в минувшем году приступила к модернизации литейного производства. Компания подписала контракт с эстонской фирмой Skinest Rail стоимостью $54,4 млн на поставку оборудования «под ключ» для литейного цеха своего дочернего предприятия «Литейно-механичес­кий завод». Проект предусматривает организацию выпуска стального, чугунного и цветного литья мощностью 25 тыс. тонн ежегодно. Это позволит увеличить объёмы строи­тельства и ремонта грузовых вагонов, а также наладить производство крупнотоннажных контейнеров.

Кроме того, по маршруту Ташкент – Самарканд был пущен второй высокоскоростной электропоезд Afrosiyob, изготовленный испанской компании Patentes Talgo S.L.

Туркмения

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов осенью прошлого года принял решение о расторжении контракта с иранской компанией Pars Energy на строительство железной дороги Берекет – Этрек – туркменского участка международной магистрали Север – Юг. Контракт с иранцами был заключён в январе 2010 года. В соответствии с ним строительство дороги протяжённостью 256,5 км должно было быть завершено ещё в декабре 2011 года. Однако Pars Energy оказалась не в состоянии её достроить. Поэтому Туркменистан сделает это своими силами. Общая стоимость возведения Берекет – Этрек оценивается в $696 млн.

Таджикистан

Государственное унитарное предприятие «Таджикская железная дорога» (ТЖД) нашло инвестора для строительства восьми мостов и тоннеля в рамках проектируемой железнодорожной магистрали Душанбе – Курган-Тюбе, которая должна соединить центральную часть страны с южной Хатлонской областью. Соответствующая договорённость была достигнута с Экспортно-импортным банком Китая.

Кроме того, с начала 2012 года ТЖД закупила почти 200 вагонов украинского производства. Парк пассажирских вагонов, а также локомотивный были также пополнены, но незначительно.

Киргизия

Варианты строительства (а также источников его финансирования) железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан в прошлом году обсуждались не менее активно, чем в предыдущие годы. Параллельно китайская сторона разрабатывала ТЭО магистрали, которое пообещало передать киргизской стороне в I квартале 2013 года.

Между тем счётная палата Киргизии выявила ряд нарушений в госпредприятии «НК «Кыргыз темир жолу». В ходе аудиторской проверки было установлено: из-за того, что киргизские железнодорожники пренебрегали постановлением правительства об отчислении не менее 50% своей прибыли в государственную казну, в течение 2010–2011 годов бюджет республики недополучил более $3 млн

Казахстан

В начале минувшего года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил начать строительство двух новых внутриреспубликанских железнодорожных линий: Жезказган – Бейнеу (988 км) и Аркалык – Шубарколь (214 км). Оператором проектов стало АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ). Завершить уже начатое строительство обеих дорог оно планирует в 2016 году.

А в конце года Министерство транспорта и коммуникаций рес­публики направило в парламент на рассмотрение проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта». Документ, в частности, предполагает реорганизацию КТЖ путём разделения его деятельности по оказанию услуг магистральной железнодорожной сети от потенциально конкурентной перевозочной деятельности.
Управление|Результат

Всего за год в странах постсоветского пространства железнодорожные администрации значительно изменились
Автор: Маргарита Меньшакова

Новости

12 ч
13 ч
13 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости