Подписка 1520 - PDF

Усталость от убытков

Понедельник, 04.03.2013 в 00:00
В декабре Белоруссия, Казахстан и Армения предупредили пассажиров – с января 2013 года билеты на поезда подорожают. В Литве снизили налог на добавленную стоимость на перевозку пассажиров, но правление дороги за счёт этого подняло цены на билеты. На Украине ждут изменений в ближайшее время, но сумму повышения ещё не рассчитали. Остальные железнодорожные администрации заверили – цены останутся на прежнем уровне.

Разделили на классы

Белорусская железная дорога (БЖД) приступила к реформированию транспортного обслуживания населения в 2010 году, начав внедрение «нового формата пассажирских перевозок». За понятием «новый формат» скрывается классификация линий пассажирских перевозок на городские, региональные, межрегиональные, коммерческие и международные.

Министр транспорта и коммуникаций республики Анатолий Сивак объяснил, что повысить стоимость проезда в поездах внутриреспубликанского сообщения на 17% нужно для снижения уровня убытков железной дороги.
По его словам, за 10 месяцев 2012 года БЖД уже потеряла более 1,2 млрд белорусских рублей ($138 тыс.) от перевозок пассажиров на поездах экономкласса регионального сообщения. С учётом этого стоимость проезда пассажиров, в частности на электричках городских линий, увеличится в пределах тарифного пояса с 3 тыс. до 3,5 тыс. белорусских рублей (с $0,34 до $0,4). Стоимость проезда 1 км пути на региональных линиях на поездах экономического класса возрастёт с 60 до 70 белорусских рублей (с $0,006 до $0,008). Последний раз БЖД поднимала стоимость проезда в июле прошлого года на поездах внутриреспубликанского сообщения на 20%.

Не хуже соседей

На 12% подорожала перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в межобластном и в международном сообщении на все типы вагонов формирования АО «Пассажирские перевозки» (дочерняя компания АО «НК «Казахстан темир жолы») с 7 января.

«Тарифы на пассажирские перевозки в Казахстане – одни из самых низких среди стран СНГ. Стоимость проезда во внутригосударственном сообщении в два раза ниже тарифов, действующих в Белоруссии и Киргизии, и более чем в четыре раза меньше тарифов, действующих в Российской Федерации», – рассказал пресс-секретарь АО «Пассажирские перевозки» Тимур Асылханов.
По его словам, на изменения тарифа также повлияло существенное удорожание стоимости топливно-энергетических ресурсов, приобретаемых для нужд пассажирского хозяйства. Так, стоимость экипировки вагонов дизельным топливом выросло на 15%, твёрдым топливом – на 5%, водой – в среднем на 14–20%.
Железная дорога не скрывает от пассажиров, что повышенный тариф и увеличение размера субсидий пойдут на благо комфорта и позволят в 2013 году провести капитально-восстановительный ремонт 50 пассажирских вагонов, приобрести 158 вагонов «Тулпар Тальго», один дизельно-рельсовый состав и электропоезд для пригородных перевозок.

Иная политика

Обновлённая тарифная политика Южно-Кавказской железной дороги (ЮКЖД) вступила в силу с 1 января 2013 года и направлена на снижение финансовых рисков. Она коснётся не только электричек, но и поездов дальнего следования.

Генеральный директор ЮКЖД Виктор Ребец сообщил, что с начала года укрупнены тарифные зоны, в пределах которых формируется цена на билет с привязкой к километражу. В пригородном сообщении ввели три тарифные зоны вместо восемнадцати.
Сравнительная стоимость проезда железнодорожным транспортом в 3-й зоне составляет 1000 драмов ($2,4), во 2-й зоне – 600 драмов ($1,4), в 1-й зоне – 300 драмов ($0,7).

По словам начальника отдела по связям с общественностью ЗАО «ЮКЖД» Ваге Давтяна, по аналогии с другими странами СНГ для постоянных пассажиров и студентов введены месячные абонементы с оплатой за 48 поездок с 20-процентной скидкой при ежедневных поездках. С начала года железная дорога будет отслеживать постоянных пользователей, а по результатам исследования пересмотрит абонементную систему, чтобы установить скидку в размере до 30%.

Новшества ждут и пассажиров международных поездов: в будние дни снижены коэффициенты индексации базового тарифа в межгосударственном сообщении и таким образом цена на билеты в будние дни ниже обычной. Также снижены коэффициенты индексации базового тарифа при расчёте стоимости билетов на верхние полки фирменного пассажирского поезда «Армения» для стимулирования спроса на билеты этой категории.

Невидимое повышение

В Литве цены на билеты повысили, но пассажиры этого даже не заметили. Дело в том, что с начала этого года НДС на перевозку пассажиров снизился с 21 до 9%, но проезд в поездах стоит практически столько же, поскольку АО «Литовские железные дороги» (Lietuvos Gelezinkeliai, LG) первый раз за 7 лет решилось поднять цены на билеты.

«НДС снизили, а правление компании приняло решение поднять цены», – объясняет старший специалист по связям с общественностью LG Видмантас Гудас.
Благодаря снижению НДС повышение цены пассажиры даже не ощутят – цены остались на прежнем уровне.

Ждут перерасчёта

Государственная администрация железнодорожного транспорта «Укрзализныця» (УЗ) пока не подняла тариф, но неоднократно заявляла об убытках от пассажирских перевозок, которые областные администрации им не возмещают. По информации пресс-службы компании, за перевозку пассажиров в дальнем и пригородном сообщении за последние пять лет, в том числе и за 2012 год, УЗ нанесён ущерб на общую сумму 29,1 млрд гривен ($358 млн).

Первый заместитель начальника Главного управления пригородных пассажирских перево­зок железнодорожного транспорта Александр Гудков сообщил, что УЗ считает целесообразным повысить тарифы на проезд в пригородных пассажирских поездах на 15–20%.

По его словам, сейчас ведутся соответствующие переговоры по повышению тарифов с областными государственными администрациями.
«Областные государственные администрации в этом году компенсируют нам 50% наших убытков за перевозку льготного контингента пассажиров», – делится расчётами Александр Гудков.

Жалобы УЗ не остались без внимания – в 2013 году Министерство инфраструктуры Украины пересматривает методику расчёта тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки с учётом покрытия их убыточности. В основу методики положены себестоимость перевозок во внутреннем сообщении, привязка затрат к дальности перевозки, категории поезда, вагона и класса обслуживания, принцип развития конкуренции в сегменте пассажирских перевозок, формирование условий для разделения финансовых потоков по видам экономической деятельности.

Пока без изменений

Государственное предприятие «Железная дорога Молдовы» (ЖДМ) тоже находится в состоянии убыточности из-за пассажирских перевозок, но тариф пока повышать не собирается.

В числе главных причин убыточности – эксплуатация нерентабельных железнодорожных вокзалов и пассажирских дизель-поездов. В начале прошлого года Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Молдавии представило правительству свой проект по сокращению издержек железнодорожного транспорта. Предлагалось вывести из обращения половину электричек, отменить несколько остановок и сократить персонал. Эти меры позволили бы снизить затраты в отрасли не менее чем на $3,5 млн в год, 80% из которых составила бы экономия на топливе. Социальный эффект такой экономии заставил власти задуматься, проект всё еще находится на рассмотрении у правительства.

Тариф|Перевозки

Администрации «пространства 1520» готовы поднимать цены на пассажирские перевозки
Автор: Татьяна Максимова

Новости

3 ч
4 ч
1 д
8 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости