Подписка 1520 - PDF

Пригласили на рельсы

Понедельник, 26.11.2012 в 00:00
Угроза введения моратория на экспорт украинского зерна спровоцировала повышенный спрос на зерновозы. Грузоотправители жалуются на нехватку вагонов и их изношенность. В ответ железнодорожники предлагают приобретать собственный подвижной состав.

Украинские зерновые трейдеры торопятся отправить на экспорт свыше 1 млн тонн пшеницы до 1 декабря. С этой даты Министерство аграрной политики и продовольствия Украины может ввести эмбарго на экспорт зерновых. По мнению чиновников, из-за засухи, которая в этом сезоне погубила треть озимых, поставки зерна за рубеж могут угрожать продовольственной безопасности страны. GOR_5285.JPG

Ограниченные сроки вызвали ажиотаж на рынке зерновозов. По железной дороге в порты доставляется лишь 30–40% от потребности. Грузоотправители заявляют о нехватке вагонов и их плачевном состоянии. По словам президента Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко, 10 лет назад на Украине было около 15 тыс. вагонов-зерновозов, из которых за прошедшие годы государство уже потеряло 7 тыс.

«Каждый год отходит около 1 тыс. вагонов. Если так будет продолжаться, то к 2017 году на Украине будет ноль вагонов-зерновозов», – прогнозирует господин Клименко.
По его словам, решить возникшую проблему с руководством «Укрзализныци» пока не удалось. «Мы получили ответ: нужно создавать свою частную компанию по перевозке зерна», – сказал он.

В «Укрзализныце» «Гудку» не подтвердили, но и не опровергли данное заявление. Начальник пресс-центра железнодорожной администрации Елена Лизунова отметила, что собственный подвижной состав – достаточно доходный бизнес и компании вполне могут в него вложиться. Что касается возникшего дефицита, то «Укрзализныця» считает имеющийся парк зерновозов достаточным для удовлетворения  потребностей зернопроизводителей и обновлять его не собирается.

«В плане капитальных инвестиций на 2012 год закупка зерновозов не предусмотрена», – заявила госпожа Лизунова.
Представитель «Укрзализныци» добавила, что возникший дефицит – всего лишь результат резко возросшего спроса со стороны компаний. Однако эксперты считают иначе.
«На начало 2012 года инвентарный парк вагонов-зерновозов насчитывал порядка 11,5 тыс. единиц, степень их изношенности составляет около 86%. В прошлом сезоне нехватка вагонов сказалась на темпах экспорта зерна, объёмы которого не превышали 2,8 млн тонн в месяц. В начале этого сезона наблюдается увеличение месячного объёма экспорта. Это свидетельствует о более налаженной системе доставки зерна в порты в сравнении с прошлым сезоном. Но сейчас экспортные отгрузки осуществляются из южных регионов с коротким транспортным плечом и низкой оборачиваемостью вагонов», – рассказал аналитик зернового рынка Андрей Купченко.

По экспертным прогнозам, наращивание объёмов производства зерна в ближайшем будущем может значительно обострить проблему перевозок зерна по железной дороге, в том числе и за счёт постоянного снижения количества вагонов-зерновозов.

По мнению аналитика по транспорту и логистике компании «УкрАгроКонсалт» Светланы Малыш,  постоянное ухудшение ситуации в конечном итоге вынудит грузоотправителей зерна пойти на создание операторских компаний и на приобретение собственного подвижного состава.

«Холдинги рассматривают такие варианты. Пример уже есть. Крупнейшая финансово-промышленная группа Украины «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ) недавно завершила приобретение 100% акций операторской компании «Лемтранс» – лидера на рынке украинских железнодорожных грузоперевозок. Не исключено, что зерновые холдинги также пойдут на такой шаг», – говорит аналитик.

Однако эксперт отмечает, что пока только компания «Нибулон» берёт у «Укрзализныци»  вагоны в долгосрочную аренду и осуществляет маршрутные отправки со своих элеваторов внутри страны на портовый терминал. Данный способ транспортировки позволяет экономить холдингу время – до 5 суток (оборот вагона составляет 3–4 суток против 9 суток в целом по Украине).

«Препятствием на пути создания операторских компаний может стать финансовая сторона вопроса, включая высокие цены кредитования», – предупреждает Светлана Малыш.
Андрей Курченко разделяет опасения коллеги: «Создание собственного подвижного состава зерновозов на сегодня могут позволить себе лишь крупные трейдинговые компании с годовым объёмом экспорта 1 млн тонн и более».

Дело в том, что, несмотря на начавшую реформу железнодорожного транспорта на Украине, в рамках которой инвентарный подвижной состав отдадут частным собственникам, переводить зерновозы в собственность нет смысла по причине большой их изношенности.

«В связи с этим в ближайшее время может появиться лишь несколько крупных операторов с собственным парком зерновозов и с возможным долевым участием в инвестировании трейдерских компаний», – считает господин Курченко.

Парк|Дефицит

Украинским зерновым холдингам предложили обзавестись вагонами
Автор: Галия Шакирова

Новости

34 м
1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости