Подписка 1520 - PDF

Универсальный закон

Понедельник, 26.11.2012 в 00:00
Темпы роста ВВП Белоруссии перестали сокращаться, а транспортный индикатор даже немного прибавил. Но это можно назвать успехом, только если забыть о том, что сравнение сейчас идёт с достаточно низкой базой кризисной осени минувшего года. 

По итогам трёх кварталов темп роста ВВП страны сохранился на уровне января – августа, то есть зафиксирован подъём на 2,5% в годовом сопоставлении. Эта цифра всё ещё далека от запланированной властями Белоруссии и закреплённой президентским указом прибавки в 5–5,5% по итогам года. Однако в предыдущие периоды в основном отмечалось замедление роста, так что нынешняя «стабилизация» сама по себе позитивный факт. Общее впечатление портит лишь то, что сейчас начался период сравнения с низкой базой минувшего года. По этому показателю стало проще сохранять завоёванные позиции. Напомним, именно осенью 2011-го нарастающие кризисные явления в экономике Белоруссии вылились в настоящий провал макроиндикаторов.

1713744а.jpgНекоторые изменения со знаком «плюс» прослеживаются и в динамике регионального КАРГО-индекса. Хотя его абсолютное значение в сентябре уменьшилось в сравнении с августом почти на 11 процентных пунктов (п.п.), до 133,4%, это произошло во многом под воздействием сезонного и календарного факторов. При их снятии заметно ускорение индикатора. В сентябре КАРГО-индекс увеличился в годовом сопоставлении на 11%, в то время как в августе был подъём на 9,9%.

Такая динамика вызвана двумя основными причинами. С одной стороны, здесь вновь играет свою роль эффект сравнения с низкой базой. С другой – в индикаторе появился новый драйвер роста.

В сентябре погрузка строительных грузов увеличилась в годовом сопоставлении сразу на 26,1%. Как результат прибавила на 0,54 п.п.,
до 54,21%, доля «стройки» в структуре КАРГО-индекса. Это косвенно свидетельствует о том, что роль данной индустрии в реальном секторе вновь начинает возрастать. Напомним, в докризисный период строительство было одним из ключевых сегментов, обеспечивающих подъём. Однако по мере нарастания проблем в экономике государственное финансирование строительных проектов начало сокращаться. Теперь же возможно изменение ситуации. По словам президента Александра Лукашенко, идёт развитие инфраструктуры, строятся новые производственные мощности. «Этим мы подстёгиваем экономику, много в неё вкладываем таким образом. Инфраструктура – это важнейшее направление», – заявил он.

Фактически речь здесь идёт об инвестициях в будущее. Между тем совсем недавно официальная позиция была несколько иной. Власти пытались оптимизировать текущую деятельность. В частности, после того как нехватка валюты внутри страны, возникшая в результате значительного отрицательного сальдо торгового баланса, привела к девальвации и послужила толчком к началу масштабного кризиса, главной задачей было провозглашено резкое наращивание экспорта.

Отчасти успеха здесь удалось добиться. Как сообщил премьер Михаил Мясникович, объём экспорта в текущем году составит $51 млрд, что на 12% выше уровня 2011 года. Но одновременно с этим глава правительства признал, что в следующем году запланированного роста показателя до $60 млрд достичь будет сложно.

Определённые проблемы видны уже сейчас. Объёмы зарубежных поставок прочно связаны с результатами работы промышленности, а они становятся всё более неуверенными. Если в январе – августе промпроизводство увеличилось в годовом сопоставлении на 8,1%, то за девять месяцев – на 7,7%. Торможение нарастает, но ещё более важно то, что производство продолжает работать «на склад». Это, к слову, уже являлось предметом критики президента. Но никаких изменений пока не происходит. Если по состоянию на 1 сентября запасы составляли 49,8% от среднемесячного объёма производства, то к 1 октября – 53,4%.

Всё это отражается и на показателях работы железных дорог Белоруссии. По итогам первого месяца осени объём погрузки в целом увеличился в годовом сопоставлении лишь на 1,4% (в августе прибавка была более значительной – 4,5%).

В том числе заметно снижение по основному экспортному продукту – нефтяным грузам. В сентябре их погрузка просела в сравнении с тем же периодом 2011 года сразу на 10%. Это связано главным образом с остановкой экспорта разбавителей и растворителей. Напомним, ранее в России неоднократно звучали подозрения о том, что Белоруссия вывозит за рубеж в обход экспортных пошлин бензин под видом растворителей.  Минск это всегда отрицал, но в конце лета решил прекратить такие поставки.

И не совсем понятно, как будет развиваться ситуация в неф-тепереработке в дальнейшем. В октябре Минэнерго РФ приняло решение о сокращении импорта в Белоруссию нефти в четвёртом квартале с предполагавшихся 5,3 до 4 млн тонн. Это не устроило Минск, и в течение месяца шли переговоры по этому поводу. Их итог пока можно трактовать как неоднозначный. С одной стороны, как заявил чрезвычайный и полномочный посол России в Белоруссии Александр Суриков, «достигнуты договорённости в сторону увеличения». С другой – с учётом сокращения объёма поступившей нефти в октябре есть опасность, что Россия физически не успеет до конца года поставить 5,3 млн тонн, как того хочет Белоруссия. Вдобавок к этому несогласованным остаётся и вопрос по 2013 году.

Однако, несмотря на всю эту неопределённость, а также снижение погрузки «нефтянки», её доля в структуре транспортного индекса в сентябре вновь возросла – на 1,94 п.п., до 33,65%. Это является косвенным свидетельством увеличения роли данной индустрии. Поэтому намерение власти попытаться нащупать новые точки роста, о чём уже говорилось выше, не выглядит бесперспективным.

Тем более что достаточно непросто складывается ситуация и с ещё одним экспортно ориентированным товаром – удобрениями. Спрос на мировых рынках остаётся не очень высоким. Как итог погрузка удобрений в сентябре сократилась в годовом сопоставлении на 15,1%, а их доля в структуре КАРГО-индекса – на 2,67 п.п., до 7,49%. Но в перспективе власти республики всё же надеются на изменение ситуации, а потому говорят о намерении наращивать производственные  мощности. «В работе уже два проекта по Солигорску», – сообщил Михаил Мясникович. Также обсуждается возможность строительства крупного комплекса на базе «Гродно Азот».

В досье

КАРГО-индекс – транспортный индикатор, созданный газетой «Гудок» и позволяющий отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог.
В расчётную базу индекса для Белоруссии входят семь наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, зерно, удобрения, лесные и нефтяные грузы, а также строительные материалы и цемент. Все вместе они формируют 2/3 общего объёма погрузки. Весовые коэффициенты для каждого груза зависят от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности. Пересчёт «весов» проводится ежегодно (в текущем году – по итогам первого полугодия). Корректировка ведёт к изменениям значений показателя и способствует более точному отражению им происходящих процессов. Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Анализ структуры КАРГО-индекса позволяет делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте: www.cargoindex.ru.

КАРГО-индекс|Белоруссия

Последствия прошлогоднего спада оказывают благоприятное воздействие на экономические индикаторы
Автор: Юлия Громадская

Новости

8 ч
9 ч
9 ч
9 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости