Подписка 1520 - PDF

Средняя температура по сети

Четверг, 22.11.2012 в 00:00
Расчёты консалтинговой компании AT Kearney и Института естественных монополий показали, что они не смогут снизить экономическую нагрузку на экономику, но зато повысят её для ОАО «РЖД»  и грузоотправителей. Однако операторы настаивают на реализации идеи.

Возможность проведения эксперимента по введению на отдельных участках института локальных перевозчиков предусмотрена Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозчиков до 2015 года. AT Kearney и Институт естественных монополий проанализировали 17  железнодорожных маршрутов разной конфигурации (7% грузооборота страны) с различными природными и экономическими условиями, на которых могли бы работать локальные перевозчики. Рассматривались в том числе и те, на которых уже работают собственные поездные формирования (СПФ).
QQQQ.jpg
Исследование показало, что в случае появления на этих маршрутах частных перевозчиков РЖД потеряют 20 млрд руб. прибыли, что эквивалентно  2% ежегодной индексации тарифов.
Как поясняет менеджер AT Kearney Екатерина Шеремет, тарифная система в стране построена так, чтобы обеспечить транспортную доступность  для всех грузоотправителей, то есть на среднесетевом уровне. При конкуренции «на маршруте» локальные перевозчики будут выбирать для себя «локальный оптимум» – наиболее эффективные маршруты и грузы. Это осложнит возможности РЖД балансировать среднесетевой тариф и приведёт к общему повышению цены на перевозки в стране.
Теоретически возможна конкуренция «за маршрут», когда перевозчик берёт на себя все обязанности РЖД на отдельном участке сети. «Однако таких участков в стране очень мало и они для частных перевозчиков экономически непривлекательны, поскольку должны быть нетранзитными и тупиковыми, –  говорит Екатерина Шеремет. – Там большое количество повагонных отправок и дешёвых видов грузов».

Заместитель руководителя Федеральной тарифной службы Тамара Стебунова заметила, что при тех принципах, на которых строится тарифная система, уйти от использования новыми перевозчиками «локальных оптимумов» невозможно. Более того, невозможно даже оценить тарифную нагрузку на грузоотправителей на самом стандартном участке со среднесетевыми показателями, поскольку перевозчик будет устанавливать её, исходя из собственной ценовой политики. «Для него тот тариф, который устанавливается регулятором в среднем для сети, вовсе не будет являться индикатором», – замечает Тамара Стебунова.

Против введения института локальных перевозчиков выступили представители Госдумы и Совета Федерации, указав, что это увеличит нагрузку для грузоотправителей, которые и должны будут платить за эти эксперименты.  По аналогии с вагонным парком экономику ждёт резкий взлёт цен на локомотивы и безудержное увеличение их количества на сети.

«Исследования и выступления участников показали, что появление локальных перевозчиков будет негативным для экономики, и не выявили какой-то выгоды для грузовладельцев, – резюмировал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Мы должны не допустить негативных моментов для экономики».

Как выяснил «Гудок», у сообщества операторов иное мнение. Например, некоммерческое партнёрство «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» настаивает на необходимости реализовать главные положения Целевой модели. Но не исключено, что среди членов даже этой организации нет единства в этом вопросе. Поскольку комментировать его в НП согласны только на условиях анонимности.

Источник в партнёрстве утверждает, что все условия (и законодательные, и технические) должны быть разработаны в следующем году. Критерием определения экспериментальных участков должно быть наличие грузовой базы у заявителя – потенциального локального перевозчика. Может быть определено до 100 участков, а за счёт частных инвестиций приобретено 540 единиц локомотивов. Локальные перевозчики могут использовать свободные «нитки» графика, возникающие из-за  дефицита локомотивной тяги ОАО «РЖД».

Реформа|Исследование

Консультанты предложили не спешить с созданием института локальных перевозчиков в России
Автор: Сергей Плетнёв

Новости

2 ч
14 ч
14 ч
14 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости