Подписка 1520 - PDF

Первый шаг к рецессии

Среда, 21.11.2012 в 00:00
Первый шаг к рецессии
Третий квартал вряд ли можно считать удачным для украинской экономики. Впервые с кризиса 2000-х годов ВВП страны сократился. А о том, что негативные процессы могут продолжиться, свидетельствуют не только официальная статистика и региональный КАРГО-индекс, но и прогнозы международных экспертов.
По данным Укрстата, в июле – сентябре ВВП страны продемонстрировал отрицательные темпы роста, снизившись в сравнении с тем же периодом 2011 года на 1,3%. В первом квартале, напомним, был подъём на 3%, а во втором – на 2%. По оценке Нацбанка Украины, в целом по итогам января – сентября текущего года основной макроэкономический индикатор страны увеличился менее чем на 1,5% (за восемь месяцев было 2% роста).
Эксперты считают, что наблюдаемая сейчас картина далека от оптимальной. Однако единого мнения по поводу того, чего ожидать от последних месяцев текущего года, нет. Так, Международный валютный фонд пока сохраняет оценку роста ВВП страны на уровне 3%. Но это один из лучших прогнозов, не считая того, что заложен в бюджет Украины (3,9%). Наиболее скромные оценки дают аналитики рейтингового агентства Fitch – 0,5%. Не слишком далеки от этой цифры и ожидания Европейского банка реконструкции и развития – 1%. Причём в докладе ЕБРР, выпущенном по поводу ситуации на Украине, говорится, что «вслед за существенным сокращением в первом квартале активности в сталелитейной, химической и машиностроительной промышленности застой распространился на сельское хозяйство и строительство».
Данные выводы подтверждает и официальная статистика Украины. Причём можно констатировать, что во всех этих отраслях ситуация продолжает ухудшаться. Так, всё глубже в минус уходит сельское хозяйство. По итогам января – сентября здесь наблюдается снижение производства в годовом исчислении на 4,6% против 4,5% за восемь месяцев. В стройкомплексе провал ещё более значительный –  9,1% против 8% соответственно.  
Достаточно скромные показатели фиксируются и в промышленности. По итогам трёх кварталов объём промпроизводства снизился в годовом сопоставлении на 1,2%, месяцем ранее был спад в 0,4%. В том числе усугубился «провал» в обрабатывающих производствах (с 2,4% до 3,4%). Добыча полезных ископаемых пока ещё на подъёме, но темпы роста снижаются (за девять месяцев года 2,8% против 3,2% в январе – августе). Немного прибавило лишь производство и распределение электроэнергии, газа и воды (с 5% до 5,1%).
Происходящие сейчас в реальном секторе экономики Украины процессы нашли своё отражение в динамике регионального транспортного индикатора. Абсолютное значение КАРГО-индекса по итогам сентября составило 125,7%, что на 1,5 процентного пункта (п.п.) ниже уровня августа. И лишь отчасти такие потери связаны с воздействием сезонного и календарного факторов.
Освобождённое от этого влияния значение транспортного индикатора вновь оказалось в минусе. В сентябре КАРГО-индекс, рассчитанный в годовом сопоставлении, «просел» на 2,1%.
И хотя в августе снижение было более значительным (на 2,4%), это не даёт поводов даже для умеренного оптимизма. Тот факт, что транспортный индикатор отыграл 0,3 п.п., связан лишь с эффектом сравнения c относительно низкой базой прошлого года. В сентябре-2011  потери к последнему месяцу лета были более заметными – 2,1 п.п.
Основной показатель работы украинских железных дорог – объём погрузки – также снижается. В сентябре он сократился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 4,1%, в августе было снижение на 2,6%.
Главным аутсайдером при этом стали нефтяные грузы (погрузка в сентябре уменьшилась на 40% в годовом сопоставлении). В результате стала «легче» и их доля в структуре транспортного индикатора (на значительные для данного груза 1,38 п.п., до 1,76%). На фоне ожидания введения импортных пошлин на нефтепродукты на Украине активно обсуждается возможность восстановления работы одного из крупнейших НПЗ страны – Лисичанского, который принадлежит ТНК-ВР. Глава Луганской области (региона, где расположен завод) Владимир Пристюк не исключил, что это может произойти уже в ноябре. Напомним, решение об отмене импортных пошлин на нефтепродукты уже давно является предметом жёсткой критики на Украине. Эксперты отрасли говорят о том, что этот шаг фактически уничтожил нефтепереработку.
Впрочем, в числе проблемных грузов не только «нефтянка». Продолжает снижаться погрузка чёрных металлов (в сентябре на 7,7% в годовом сопоставлении). В результате этого их доля в структуре КАРГО-индекса сократилась на 2,64 п.п., до 19,21%. И хотя глубина спада в металлургическом производстве немного уменьшилась (с 12,5% в августе до 9,4% в сентябре), спрос на продукцию отрасли на внешних рынках продолжает оставаться слабым.
Нулевой рост демонстрирует погрузка угля, вследствие чего его доля осталась практически неизменной – 32,79%. Впрочем, у украинского «чёрного золота» есть все шансы пополнить список аутсайдеров. Несмотря на звучавшие ранее заявления руководства страны о планах по поддержке отрасли, вновь начались проблемы с реализацией угля на внутреннем рынке. В результате профицит этого топлива на Украине сейчас составляет 5 млн тонн, что соответствует уровню месячной добычи.
В плюс по погрузке в сентябре смогли выйти лишь два груза, включённые в расчётную базу КАРГО-индекса.
Так, строительные грузы продемонстрировали рост в сравнении с тем же периодом 2011 года на 1,9% (их доля в структуре индикатора прибавила 2,68 п.п., до 29,44%). Здесь можно добавить, что правительство страны предпринимает новые попытки активизировать стройкомплекс. Ранее, напомним, была запущена программа доступного жилья. Теперь Мининфраструктуры собирается создать специальное агентство, которое займётся продажей дешёвых квартир. Первые дома для новой программы планируется начать строить весной следующего года.
Лидером по темпам роста погрузки в сентябре стало зерно (рост на 58,3% в годовом сопоставлении). Как итог, доля данного груза в структуре КАРГО-индекса заметно прибавила (на 2,95 п.п., до 7,29%). Однако с середины ноября результаты вряд ли будут столь же впечатляющими. И дело не только в низком урожае этого года. Как заявил глава Минагрополитики страны Николай Присяжнюк, правительство с 15 ноября решило ввести полный запрет на экспорт украинской пшеницы.


В досье

КАРГО-индекс позволяет отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. В расчётную базу индикатора Украины входят шесть наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно, а также строительные материалы. Вместе они формируют 2/3 общего объёма погрузки. Весовые коэффициенты каждого груза зависят от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности. Пересчёт «весов» производится ежегодно (в текущем году – по итогам первого полугодия). Корректировка ведёт к изменениям значений показателя и способствует более точному отражению происходящих процессов. Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его данные в годовом сравнении сопоставимы со значениями Индекса выпуска в базовых отраслях Нацбанка Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса позволит делать выводы о роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.

Грузовая база

Провал в экономике страны становится всё более заметным
Автор: Юлия Громадская

Новости

16 ч
17 ч
17 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Грузовая база»