Подписка 1520 - PDF

Экономика перестраивается

Пятница, 19.10.2012 в 00:00
Экономика перестраивается
Белорусские власти, долгое время делавшие упор на преодоление кризиса с помощью роста экспорта, сменили тактику. Национальным приоритетом вновь стало строительство. Происходит это на фоне очередного конфликта с Россией в сфере «нефтяного» регулирования. Всё это негативно сказывается на и так не очень благополучной ситуации в экономике республики. Региональный КАРГО-индекс оперативно отреагировал на эту ситуацию. 

По итогам августа абсолютное значение регионального транспортного индикатора составило 144,4%. Это на 5,4 процентного пункта (п.п.) ниже уровня предыдущего месяца. И столь значительное сокращение является знаковым. За всё время наблюдения (с 2006 года) его абсолютное значение в августе снижалось дважды. Причём нынешнее падение является самым масштабным. Предыдущий максимальный разрыв со знаком минус (3 п.п.) между августом и июлем был зафиксирован в кризисном для Белоруссии 2011 году. 

При этом, как и тогда, обострение экономической ситуации началось с валютного рынка. Население Белоруссии вновь ожидает обесценивание белорусского рубля. По признанию главы Нацбанка республики Надежды Ермаковой, на внутреннем рынке сформировался высокий спрос как на наличные, так и на безналичные иностранные дензнаки. «Компании досрочно погашают валютные кредиты, предприятия не продают валюту, кроме обязательной продажи, население переводит рублёвые депозиты на валютные», – охарактеризовала она текущую ситуацию. 

Впрочем, административные ограничения на покупку валюты, которые были накануне прошлогоднего обесценивания, пока не вводятся. А сальдо внешней торговли остаётся положительным (по последним данным Нацбанка, за январь – июль оно составило почти $4 млрд).

Ранее власти говорили, что именно за счёт заметного превышения экспорта над импортом удастся стабилизировать ситуацию в экономике. Но данные Белстата подтверждают, что  сделать этого пока не удалось.
ВВП страны за январь – август увеличился в годовом исчислении на 2,5% против 2,8% по итогам семи месяцев. То есть темп роста основного макроиндикатора продолжает замедляться, всё более удаляясь от прогнозных 5–5,5%. Но, по словам премьера Михаила Мясниковича, к концу декабря эти цифры всё же станут реальностью. Впрочем, международные эксперты более сдержаны в оценках. Так, МВФ считает, что в 2012 году ВВП Белоруссии увеличится на 4,3%. Разрыв в перспективах  2013 года ещё более значительный. Фонд ожидает подъёма экономики на 3,4%, а согласно подписанному Александром Лукашенко указу он обязан составить не менее 8,5%.

Пока достаточно высокие результаты демонстрирует промышленность. За восемь месяцев промпроизводство в годовом сопоставлении увеличилось на 8,1%. Это выше планового параметра (6–7% по итогам года), но если сравнивать с результатами семи месяцев (8,5%), то наблюдается заметное торможение. 

Пока можно говорить о том, что поддерживает белорусскую промышленность традиционный драйвер её роста – складские запасы готовой продукции: на 1 сентября они составляли 49,8% от среднемесячного объёма производства против 51,3% на 1 августа. 

А вот динамика транспортного индикатора, освобождённого от влияния сезонного и календарного факторов, свидетельствует об ухудшении ситуации в реальном секторе экономики. Темпы роста этого показателя замедляются второй месяц подряд. В августе 
КАРГО-индекс увеличился в сравнении с тем же периодом 2011 года на 9,9% против 11,5% в июле. 

Этот результат во многом обусловлен аналогичными тенденциями в погрузке на сети  железных дорог Белоруссии. Если в середине лета она прибавила в годовом сопоставлении 11,1%, то в августе – лишь 4,5%. Причём в семи наиболее значимых для реального сектора экономики грузах, входящих в расчётную базу регионального КАРГО-индекса, произошли значительные перемены. 

Наибольшие темпы роста погрузки в августе продемонстрировал бывший аутсайдер – строительные грузы (16,2% по сравнению с тем же периодом 2011 года). Его доля в структуре транспортного индикатора снизилась на 3,27 п.п., до 51,55%. Однако, что в нынешней ситуации более важно, она впервые с начала текущего года выше уровня в 50%. 

В ближайшее время власти вновь намерены стимулировать активность в строительном комплексе, который до кризиса был основной точкой роста. С 1 октября вступит в силу постановление Совмина республики, по которому объём финансирования строительства жилья на 2012 год увеличен на 1,5 трлн белорусских руб., до 19,1 трлн, инженерной и транспортной инфраструктуры – на 300 млрд, до 3 трлн. Такая практика продолжится и в 2013 году. «Планы по инвестициям, по жилищному строительству – это будет определённый вклад», – заявил Михаил Мясникович, говоря о возможных источниках прироста ВВП в следующем году. В целом в 2013 году только в жилищном сегменте планируется ввести 6,5 млн кв. м новых площадей, чего, по признанию премьера, не было даже в самые «тучные» годы предыдущих пятилеток. Треть из этого (2,5 млн кв.м) – для состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, для чего только из бюджета, по данным министра финансов Александра Харковца, будет выделено 14 трлн белорусских руб. 

Очевидно, что в складывающейся ситуации делается ставка на стимулирование внутреннего спроса. Однако масштабные бюджетные вливания в экономику могут стать драйвером не только роста, но и инфляции.

Снижение наблюдается по нефтяным грузам. Их погрузка в августе впервые с января 2011 года ушла в минус (в августе в годовом сопоставлении на 6,1%), что может быть связано с остановкой экспорта растворителей. Впрочем, доля «нефтянки» в структуре КАРГО-индекса пока растёт (на 3,71 п.п., до 34,9%). Однако перспективы развития ситуации этой ключевой для республики  отрасли становятся всё более туманными. По данным Интерфакса, Белоруссия заблокировала в Совете ЕЭК внесённые Россией предложения по изменениям ставок экспортных пошлин на растворители и разбавители. По этому вопросу сейчас проводятся дополнительные консультации между странами. Тем временем российская «Транснефть» сообщила, что по решению Мин­энерго РФ поставки «чёрного золота» в Белоруссию в четвёртом квартале 2012 года в сравнении с третьим сократятся на 1,3 млн тонн, до 4 млн тонн.
  

В досье

Динамика КАРГО-индекса, %
4_tab_1.jpg
КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
4_tab_2.jpg
Структура КАРГО-индекса, %
4_tab_3.jpg
Автор: Юлия Громадская

Новости

9 ч
9 ч
10 ч
10 ч
11 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»

Понедельник, 04.03.2013 в 15:35
Пятница, 21.09.2012 в 15:14