Подписка 1520 - PDF

Торможение следует

Пятница, 05.10.2012 в 00:00
Торможение следует
Ситуация на Украине становится всё более сложной. По итогам августа глубоко в минус ушли почти все основные макроэкономические показатели. Исключением не стал и региональный транспортный индекс.

Премьер Николай Азаров признал, что экономика Украины вошла в период значительного торможения. По его словам, к этому привели сжатие международных товарных рынков и рынков капитала. «Предварительная оценка по ВВП – рост на 1,5%», – озвучил он результат восьми месяцев года. В январе – июле было 2% роста. «Если тенденция продолжится, то по итогам года будет падение», – считает директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец.

Проблемы отмечают и другие эксперты. Нацбанк Украины перестал публиковать данные своего Индекса выпуска в базовых отраслях, объясняя это необходимостью уточнения методологии расчёта индикатора. Однако в своих традиционных комментариях аналитики банка указывают, что «в августе экономика продолжила функционировать в условиях высокого внутреннего и низкого внешнего спроса». 

Об этом же свидетельствуют и данные официальной статистики. Рост реальных зарплат (за январь – август в годовом сопоставлении на 15,5%) привёл к увеличению объёма розничной торговли на 16%. Это достаточно высокий результат, хотя месяцем ранее прибавка была более значительной – 17,4%. 

В то же время ситуацию в промышленности уже можно охарактеризовать как спад. Темпы роста промпроизводства третий месяц подряд находятся в зоне отрицательных значений, что полностью перекрыло подъём, наблюдавшийся в начале года. В итоге за восемь месяцев в сумме объём промпроизводства сократился в годовом сопоставлении на 0,4%. 

И даже сегменты, которые пока ещё демонстрируют рост, понемногу сдают свои позиции. Так, в добыче полезных ископаемых отмечается замедление с 3,3% по итогам января – июля до 3,2% за восемь месяцев. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды подъём прекратился (январь – август закрыт на отметке в 5%, что аналогично итогу семи месяцев года). В обрабатывающих производствах провал, который наблюдался раньше, углубился (с 1,6% до 2,4%). 

Всё больше уходит в минус сельское хозяйство – снижение за восемь месяцев в годовом сопоставлении на 4,5% против 4,2% за январь – июль. 

В строительстве сокращение на 8%, а месяцем ранее было 6,2%. И лишь отчасти такую динамику можно объяснить высокой базой минувшего года, когда полным ходом шла подготовка к чемпионату Европы по футболу.  

На все эти процессы реагирует региональный транспортный индикатор. Абсолютное значение КАРГО-индекса прекратило подъём (значение августа – 127,2%, что сопоставимо с результатом июля). Схожим образом показатель вёл себя в аналогичном периоде кризисных 2008 и 2009 годов.

На ухудшение ситуации в реальном секторе указывает также и КАРГО-индекс, освобождённый от влияния сезонного и календарного факторов. Если в июле индикатор, вычисленный в годовом сопоставлении, возрос на 2,7%, то в августе ушёл в минус сразу на 2,4%. Это является отражением схожей тенденции в основном показателе работы украинского железнодорожного транспорта. По итогам августа объём погрузки сократился в годовом сопоставлении на 2,6% (в июле был рост на 1,8%). 

Из шести грузов, входящих в расчётную базу КАРГО-индекса, положительный результат в последний месяц лета смогло продемонстрировать только зерно. Его погрузка прибавила в сравнении с тем же периодом 2011 года 50%, а доля в структуре КАРГО-индекса увеличилась на 2,55 п.п., до 6,82%. Власти повысили прогноз по урожаю текущего года (с 45,3 до 46–46,5 млн тонн). Но эта оценка по-прежнему заметно ниже, чем результат 2011 года (56,7 млн тонн). Однако экспортировать планируется порядка 22 млн тонн, то есть примерно на уровне прошлого года. 

Уголь в августе продемонстрировал нулевой прирост погрузки,  но тем не менее его доля в структуре КАРГО-индекса увеличилась на 0,04 п.п., до 33,14%. Впрочем, произошло это в значительной мере под влиянием потерь других «аутсайдеров». Сейчас на Украине завершается подготовка Стратегии развития угольной отрасли до 2030 года. Основной акцент в ней – усиленная разработка уже разведанных запасов. Наращивание угледобычи, по замыслу властей, должно способствовать сокращению потребления газа.  

До нуля снизились также темпы роста погрузки строительных грузов, но их доля в структуре КАРГО-индекса поднялась на 2,3 п.п., до 29,62%. Важную роль в активизации стройкомплекса власти отводят программе «Доступное жильё», предполагающей удешевление ипотечных кредитов. Однако при её реализации уже проявились сложности: присоединились к программе только шесть банков, а населению сложно найти отвечающие установленным параметрам квартиры и дома.

В минусе по погрузке находятся все связанные с металлургией грузы. На фоне августовского снижения добычи железной руды (на 3,3% в годовом исчислении) её погрузка уменьшилась на 6,2%, а доля в структуре транспортного индикатора – на 1,33 п.п., до 9,71%. Спад в производстве металлов более значительный (в августе на 12,5%), что привело к сокращению погрузки соответствующего груза на сети украинских железных дорог на 7,7% и сжатию его доли в структуре КАРГО-индекса на 2,53 п.п., до 18,97%. Причина этого – негативная тенденция на глобальных ранках. При этом экспертами отмечается усиление конкуренции на Ближнем Востоке, где украинских металлургов теснят китайские производители.

Но наиболее значительный провал фиксируется по нефтяным грузам (их погрузка упала в августе сразу на 33,3% в годовом сопоставлении, а доля в структуре транспортного индикатора – на 1,04 п.п., до 1,74%). Это связано во многом с сокращением нефтепереработки в стране (на 54,2% в последний месяц лета). 

Участники рынка нефтепродуктов Украины уже неоднократно обращали внимание властей на то, что нефтепереработка переживает не лучшие времена, поскольку рынок наполнен относительно дешёвой зарубежной продукцией. И их мнение, похоже, было услышано. «Правительство приняло решение с 1 декабря ввести пошлины на ввоз импортных нефтепродуктов. Это позволит обеспечить работу нефтеперерабатывающих заводов», – сообщил министр энергетики Украины Юрий Бойко. Размер пошлин он не уточнил. 


В досье

Динамика КАРГО-индекса, %
4_tab_1.jpg

КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
4_tab_2.jpg

Структура КАРГО-индекса, %
4_tab_3.jpg

Автор: Юлия Громадская

Новости

3 ч
4 ч
13 ч
14 ч
14 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»