Подписка 1520 - PDF

Заграница поможет

Пятница, 21.09.2012 в 00:00
Заграница поможет
Президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал от правительства «неукоснительного исполнения» прогноза по росту ВВП. Однако пока в это верится с трудом – итоги семи месяцев года свидетельствуют о существенном отставании от плана. И если ещё в начале лета складывалось впечатление, что дела в экономике могут пойти в гору, то теперь появились проблемы. Об этом свидетельствуют как официальные макроэкономические индикаторы, так и региональный КАРГО-индекс. 

На состоявшемся в сентябре совещании, где обсуждались бюджетные параметры на будущий год, Александр Лукашенко высказал недовольство нынешним положением дел. В январе – июле ВВП увеличился в годовом исчислении на 2,8% (в первом полугодии был рост на 2,9%). А планом на год предусмотрена прибавка основного макро­экономического показателя в 5,5%, и президент заявил правительству, что настаивает на достижении данного результата. Причём Александр Лукашенко отделько предупредил, что это должно быть сделано не за счёт складирования продукции. Он поручил главе своей администрации Андрею Кобякову взять этот вопрос под личный контроль.

На 2013 год скидки также не запланированы – целевой прогноз по ВВП одобрен на уровне в 8,5%. Причём 2/3 подъёма должен обес­печить экспорт. 

«Когда-то была формула: экспорт – жильё – продовольствие. Два из этих направлений перестали быть наиважнейшими. Остаётся экспорт. От него зависит всё: 85% должны вывезти за пределы страны, продать по хорошей цене», – заявил Александр Лукашенко. Учитывая, что доля промышленности в товарном экспорте без продукции сельхозпереработки составляет 90%, именно на неё ложится основная нагрузка по реализации данной задачи.

Сейчас номинально промышленность выполняет заявленные планы. По итогам января – июля объём промпроизводства по отношению к тому же периоду прошлого года вырос на 8,6% (прогнозом на год предусмотрено увеличение на 6–7%). Однако по сравнению с первым полугодием заметно торможение (в январе – июне был рост на 9,5%). Кроме того, вновь увеличиваются запасы готовой продукции (с 50,7% от среднемесячного объёма промпроизводства на 1 июля до 51,3% на 1 августа). 

Негативные тенденции фиксирует и транспортный индикатор. Хотя его абсолютное значение в июле прибавило 1,9 процентного пункта (п.п.) к предыдущему месяцу, увеличившись до 149,7%, это во многом связано с влиянием сезонного и календарного факторов. Избавившись от этого воздействия, видно, что в реальном секторе Белоруссии вновь наметилось торможение. По результатам июля КАРГО-индекс, вычисленный в годовом сопоставлении, прибавил 11,5% против 17,4% в июне.

Сокращаются и темпы роста погрузки на сети белорусских железных дорог. Если в первом месяце лета здесь отмечался рост по отношению к аналогичному периоду 2011 года на 18,3%, то в июле только на 11,1%. 

Лидером в процентном выражении при этом являются нефтяные грузы. Их погрузка в июле прибавила 25,7%, а доля в структуре 

КАРГО-индекса увеличилась сразу на 14,78 п.п., до 45,76%. Но, как долго «нефтянка» сможет демонстрировать столь высокие результаты, не ясно.

Россия уже неоднократно высказывала подозрения о том, что Белоруссия нарушает достигнутые договорённости и поставляет за рубеж бензин под видом растворителей. И если раньше этот вопрос был лишь предметом для дискуссии, то теперь дело перешло в практическую плоскость. Как сообщил замглавы Минэнерго РФ Анатолий Яновский, межведомственная комиссия, сформированная в июле по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, приняла решение об уравнивании вывозных пошлин на бензин (90% от 
нефтяной) и растворители (ранее не облагались пошлинами) в рамках Таможенного союза. Белорусский премьер Михаил Мясникович заявил, что 4 августа на экспорт ушёл последний вагон с растворителями.

Также в июле продолжилось увеличение погрузки лесных грузов (по итогам месяца на 5,2% к аналогичному периоду прошлого года). Однако их доля в структуре транспортного индикатора под давлением лидера снизилась на 0,01 п.п., до 1,49%. В ближайшее время в отрасли могут произойти существенные изменения. Как заявил министр лесного хозяйства Михаил Амельянович, к 2015 году будут введены в строй 10 новых деревоперерабатывающих предприятий, в том числе уже в нынешнем сентябре планируется открытие производства плит. Конечная цель – полный отказ от вывоза за рубеж круглого леса к 2015 году.

Немного возросла в июле и погрузка цемента (на 1,8% в годовом исчислении), но его доля в структуре транспортного индикатора сократилась (на 0,1 п.п., до 0,33%). По словам министра архитектуры и строительства Анатолия Ничкасова, Белоруссия планирует наращивать производство цемента. В текущем году благодаря вводу новых мощностей будет выпущено 5,5 млн тонн против 4,6 млн в 2011 году. А к 2014 году планируется увеличить этот показатель до 10 млн тонн. 

В то же время по строительным грузам отмечается снижение. Их погрузка в июле в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 4,9%, а доля в структуре КАРГО-индекса – сразу на 13,42 п.п., до 42,23%. Косвенно это свидетельствует о том, что строительство, ранее бывшее главным локомотивом роста в Белоруссии, окончательно утратило данную позицию. Это соответствует и заявлению президента, что «стройка» как приоритет отжила своё. Однако определённые меры поддержки стройиндустрии правительством всё же запланированы. В 2013 году объём бюджетного финансирования жилищного строительства должен увеличиться в сравнении с нынешним годом в 1,5 раза, до $2,4 млрд, а инфраструктуры – в 2,8 раз, до $1 млрд.

По удобрениям также результаты выглядят достаточно скромными (сокращение погрузки – на 1,1%, а доли – на 1,33 п.п., до 7,89%). Как заявил гендиректор российского «Уралкалия» Владислав Баумгертнер, во втором полугодии 2013 года начнёт работу «Союзкалий». Он будет создан на базе «Белорусской калийной компании» (БКК), которая является совместным трейдером «Уралкалия» и «Белоруськалия». Кроме того, в сентябре стороны достигли соглашения по текущим своим долям в структуре экспорта БКК: для «Белоруськалия» она увеличена до 49,15% против нынешних 47,5%, а для «Уралкалия» сокращена с 52,2% до 50,85%.

В досье

Динамика КАРГО-индекса, %
4_tab_1.jpg

КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
4_tab_2.jpg

Структура КАРГО-индекса, %
4_tab_3.jpg


Автор: Юлия Громадская

Новости

3 ч
3 ч
3 ч
4 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»