Подписка 1520 - PDF

Экспортёрам укажут на Каспий

Четверг, 23.08.2012 в 00:00
Экспортёрам укажут на Каспий
Республика осваивает новые маршруты для своего зерна вместо традиционного транзита через российские и украинские порты. Руководство страны сетует на загруженность инфраструктуры и высокие тарифы у соседей. В качестве альтернативы выбран путь через порт Актау в Азербайджан и далее по железной дороге в Грузию и Турцию.

По прогнозам, в текущем маркетинговом году (1 июля 2012 – 30 июня 2013 года) экспортный  потенциал Казахстана составит 10 млн тонн зерна. Через российские и украинские порты будет перевалено около 4 млн тонн. Однако уже со следующего урожая Казахстан может отказаться от традиционного маршрута. 

«Мы откажемся от транзита через Россию. У нас есть порт Актау, наши вагоны будут проходить через Каспий, Азербайджан, Грузию и попадут в Турцию. С завершением строительства железной дороги между Грузией и Турцией расходы по доставке казахстанского зерна в Турцию сократятся с $135 за тонну до $41», – заявил президент Зернового союза Казахстана Нурлан Тлеубаев. Он добавил, что через коридор Чёрного и Балтийского морей будет идти только высокопротеиновое зерно в объёме 500 тыс. тонн в год.

Напомним, строительные работы на участке железной дороги Тбилиси – Карс должны завершиться в 2013-м – первом квартале 2014 года. В этот же период должна быть введена в эксплуатацию железнодорожная ветка из Казахстана через Туркменистан в Иран. Рынок именно этой страны привлекает крупнейших экспортёров зерна.

По словам господина Тлеубаева, население стран Персидского залива в год потреб­ляет более 23 млн тонн пшеницы, и начало транзита зерна через Иран откроет для Казахстана большие перспективы.

Российские эксперты отмечают, что основные черноморские порты с их зерновыми терминалами действительно достаточно загружены. 

«Этому способствовал и рост экспорта в последние годы из России. Причём во многих случаях не столько сами порты загружены (мощность перевалочных терминалов потенциально можно увеличивать), сколько перегружена железная дорога, по которой подвозятся насыпные грузы (увеличивать пропускную способность железнодорожной сети гораздо сложнее). Это увеличивает сроки отправки, и из-за этого среди экспортёров возникает конкуренция. Высоки и тарифы на перевалку, на что зерновые производители не раз жаловались», – отмечает руководитель отдела бизнес-оценки «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев.

Директор информационно-аналитического центра Trends&Markets Оксана Куренная рассказала о схожих проблемах в портах Украины.

«Через украинские черноморские порты экспорт зерна в прошлом году резко снизился и составил всего 70 тыс. тонн (на Египет). Из-за рекордно высокого урожая в прошлом году украинская железная дорога перестала предоставлять, как это делала раньше, свои зерновозы для казахстанского зерна», – говорит эксперт.

По её словам, отрицательно влияет на экспорт явное доминирование в причерноморских портах зерна из России и Украины. Иными словами, казахстанское зерно попросту некуда отгружать.

Казахстан экспортирует в страны Азии около 3 млн тонн зерна в год, и практически весь этот поток идёт через российские порты. 

По оценкам Александра Дорофеева, если Казахстан перенаправит этот  грузопоток через Актау, то российские порты недополучат выручки от перевалки (при цене перевалки около 500 руб. за тонну) около 1,5 млрд руб. в год и потеряют чистой прибыли, с учётом потерь от непредоставления сопутствующих услуг, около 500 млн руб. в год. «Такие потери неприятны, но в масштабах российских портов это немного», – считает аналитик.

По его мнению, открытие транзита через Грузию и Турцию даст возможность казахам уменьшить расходы на транспортировку за счёт использования своего порта Актау и более низких тарифов на транзит по железной дороге через Азербайджан, Грузию и Турцию и диверсифицировать маршруты поставок.

Впрочем, эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов не уверен в том, что транспортировка зерна по железнодорожной ветке Баку – Тбилиси – Карс намного выгоднее для Казахстана. Господин Куртов напоминает, что дорога будет проходить через горные местности, где скорость движения ниже. Кроме того, неизбежно возникнет проблема возврата вагонов, так как в этих районах возникают определённые сложности с прокладкой дополнительных путей. Всё это будет сказываться на сроках доставки, а следовательно, и на её стоимости. 
Автор: Галия Шакирова

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Разъезд»

Понедельник, 06.03.2017 в 03:29
Воскресенье, 11.09.2016 в 13:46
Понедельник, 06.10.2014 в 18:30