Подписка 1520 - PDF

Дорогой объезд

Пятница, 03.08.2012 в 00:00
Дорогой объезд
ГУП «Таджикская железная дорога» (ТЖД) нашла инвестора для строительства мостов и тоннеля в проекте железнодорожной магистрали Душанбе – Курган-Тюбе, которая должна соединить центральную часть страны с южной Хатлонской областью. Эту роль на себя взял Экспортно-импортный банк Китая (Эксимбанк).

Как сообщил заместитель начальника предприятия Усмон Каландаров, Эксимбанк, согласно договорённости, профинансирует строительство восьми железнодорожных мостов и одного тоннеля протяжённостью 2,34 км. Финансирование остальных участков железной дороги Душанбе – Курган-Тюбе возложено на ТЖД.

Напомним: создание этой магистрали началось в марте 2009 года по поручению президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Проект подразумевает реабилитацию двух существующих дорог. Одна из них пролегает от станции Душанбе до станции Элок города Вахдат, вторая – от станции Курган-Тюбе до станции Яван-2. Их общая протяжённость составляет 62 км. А, чтобы соединить эти две линии, планируется возвести совершенно новую дорогу протяжённостью 46 км (от станции Элок в Вахдате до станции Яван-2). Таким образом, Душанбе – Курган-Тюбе соединит центральную часть страны с Хатлонской областью на юге.

«Сейчас от Душанбе до Вахдатского района и от Курган-Тюбе до Яванского района идёт реконструкция существующих рельсов. Более 11 км дороги реконструированы, на что потрачено 17 млн сомони (около $3,57 млн). Также к настоящему времени завершено строительство 5,2 км участка между Вахдатом и Яваном, на этих работах было освоено 138 млн сомони (около $29 млн). Ещё на протяжении 23 км этого участка с обеих сторон идут земляные работы», – рассказал замначальника ТЖД. 

Всю проделанную работу финансировала сама ТЖД при поддержке правительства республики. Общая же стоимость проекта Душанбе – Курган-Тюбе, включая строительство восемнадцати малых и крупных мостов и одного туннеля, оценивается более чем в $130 млн. 

Таджикистан придаёт этому проекту важное социально-экономическое значение, декларируя, что новая дорога обойдёт территорию «недружественного соседа» – Узбекистана («Гудок-1520» регулярно освещает события вокруг долгоиграющего железнодорожного конфликта между двумя республиками). Однако эксперты указывают на то, что эффект от этого обхода будет не столь масштабным, как кажется на первый взгляд.

«По сути, Таджикистан хочет соединить внутри себя две тупиковые, южную и среднюю, ветки. И, допустим, он это сделает, – говорит директор компании Smart Business Solutions Central Asia Кубат Рахимов. – Но эффект от такого соединения будет локальным, на уровне соединения двух таджикских регионов: Гиссарской долины и Душанбе (порядка 2 млн жителей) с южным регионом Курган-Тюбе и Кулябом (тоже около 2 млн жителей). При этом фактически эта дорога всё равно оставляет оба региона в блокаде Узбекистана, через который у Таджикистана единственный реальный на сегодня международный выход».


Таджикская железная дорога сегодня

Северная ветка. Бекабад – Канибадам.
Номинально транзитная в Согдийской области. Номинально, потому что транзит по ней постепенно уменьшается. Узбекистан по возможности пускает грузы в обход через перевал Камчик. С конца 1990-х годов Ташкент стал строить обходные коммуникации вокруг него: автодорогу с тоннелями под перевалами Камчик и Резаксай, ЛЭП, газопровод. И, возможно, подойдёт в ближайшее время к строительству железнодорожной ветки в обход таджикской части Ферганской долины.  

Средняя ветка. Сариасия – Турсун-заде – Душанбе – Вахдат. 
Тупиковая. Эта линия, кроме выхода на узбекистанскую железнодорожную станцию Сариасия, других выходов во внешний мир не имеет. Но при этом она имеет узкоколейку до Южной ветки внутри Таджикистана и в перспективе от Вахдата на северо-восток может быть продлена до границы с Киргизией (Карамык) и далее на Сарыташ. А от последнего – либо на восток, на Кашгар (Китай), либо – на север, на Ош.

Южная ветка. Амузанг – Курган-Тюбе – Яван с ответвлением на Куляб.
Тоже тупиковая. Кроме выхода на узбекистанскую железнодорожную станцию Амузанг, других выходов не имеет. Более того, узбеки эту линию полностью заблокировали в связи с «терактом – подрывом железнодорожного моста на переезде Галаба – Амузанг». Она имеет узкоколейку до Средней ветки внутри Таджикистана, до Куляба есть полноценная колея 1520 мм. И в перспективе от Нижнего Пянджа на юг она может быть продлена в Афганистан с декларируемым продлением через Мазари-Шариф (населённый афганскими узбеками, уже получившими железнодорожное сообщение с Узбекистаном по новой магистрали из Термеза-Хайратона) и далее до Герата.  

Автор: Маргарита Меньшакова

Новости

6 ч
7 ч
7 ч
7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54