Подписка 1520 - PDF

Дотации «высохли»

Пятница, 03.08.2012 в 00:00
Дотации «высохли»
С 1 августа Казахстан отменяет субсидирование транспортных затрат на экспорт зерна.

Как сообщил министр сельского хозяйства республики Асылжан Мамытбеков  на заседании правительства, в условиях роста мировых цен на зерно субсидирование затрат экспортёров становится экономически нецелесообразным. 

Напомним: в 2011 году для содействия экспорту Казахстан выделил из госбюджета 15 млрд тенге (более $ 9,9 млн) на субсидирование транспортных затрат по доставке зерна в Китай транзитом через территорию России и КНР. Сумма субсидии на 1 тонну составила $40. 

В 2012 году Казахстан выделил аналогичную сумму  для компенсации транспортных затрат экспортёров по поставкам зерна транзитом через территорию России до портов Балтийского, Азовского и Чёрного морей. Субсидия на 1 тонну в 2012 году составила $27. 

Засуха  2012 года, которая резко снизила объёмы урожая Казахстана и тем самым повысила его конкурентоспособность на внутреннем рынке, привела к тому, что транспортные субсидии для экспорта потеряли актуальность. По информации пресс-службы Минсельхоза Казахстана, предварительный прогноз урожая зерновых в РК ожидается в пределах 13 млн тонн (после рекордного 2011 года, когда было собрано 27 млн тонн зерна в чистом весе). 

По данным АО «Казагромаркетинг», закупочная цена на внутреннем рынке Казахстана на пшеницу 3-го класса в первой декаде июля составила $155 за тонну, тогда как в январе она равнялась $124 за тонну.

На фоне повышения цен на зерно на мировом рынке наблюдается резкое снижение объёма предъявления казахстанского зерна к перевозке. На казахстанском рынке впервые не ощущается дефицита зерновозов. 

Согласно информационной справке АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) о погрузке зерна (копия есть в редакции)  по состоянию на 31 июля при заявленном плане перевозки 1,5 млн тонн зерна на экспорт погружено только 610 тыс. тонн. 

Ежесуточно в стране около 2,5 тыс. зерновозов остаются «без работы». При этом грузоотправителями заявляется под погрузку зерна в среднем в сутки 634 вагона. 

Как сообщил директор филиала КТЖ – «Дирекция перевозочного процесса» Ермек Тулегенов, в августе запланировано отправить на экспорт 700 тыс. тонн зерна. 

При этом оценивать решение Минсельхоза об отмене транспортных дотаций в КТЖ не берутся. 

По мнению аналитика агентства «Казах-Зерно» Алимбека Габитова, данный вид субсидий необходимо было отменить ещё в начале июня. По его словам, субсидировать зернотрейдеров изначально нецелесообразно. 

«Если кто и нуждается в поддержке государства, так это в первую очередь производители зерна. Субсидировать трейдерский бизнес, который никогда не работает себе в убыток, это как минимум странно.  Гораздо разумнее было бы, если бы  государство направило  средства, потраченные на выплату данных субсидий, на закупку новых зерновозов и улучшение инфраструктуры зернового рынка», – заключает аналитик. 
Цифра номера
634
вагона в сутки востребованы казахскими экспортёрами зерна после засухи 2012 года

Автор: Наталья Решетняк

ТЭГИ: КАЗАХСТАН | ПЕРЕВОЗКИ | ЗЕРНО | ЭКСПОРТ | СУБСИДИИ | ОТМЕНА

Новости

10 м
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости