Подписка 1520 - PDF

Растворимый успех

Пятница, 03.08.2012 в 00:00
Растворимый успех
Экономика Белоруссии находится на подъёме, о чём свидетельствуют и официальные заявления, и региональный КАРГО-индекс. Вот только темпы наблюдаемого роста пока заметно ниже того, что обещали власти республики. При этом стабильность ситуации сейчас зависит только от одной отрасли – неф­тепереработки. И, как долго она сможет оставаться драйвером роста, не ясно. В России уже звучат мнения, что Белоруссия ведёт экспорт бензина в обход пошлин Таможенного союза.

По итогам июня абсолютное значение регионального КАРГО-индекса составило 142,4%, что на 4,2 процентного пункта (п.п.) ниже уровня мая. Но небольшой «откат» в первый месяц лета вполне традиционен, о чём свидетельствует история наблюдений за транспортным индикатором. При этом КАРГО-индекс, рассчитанный в годовом сопоставлении, то есть освобождённый от влияния сезонного и календарного факторов, ускоряет темп. Его значение в июне составило 113,1%. Месяц назад результат был скромнее – 104,5%. Растёт и погрузка на сети белорусских железных дорог. В июне к тому же периоду 2011 года прибавка составила 18,3%, в мае – 13,3%.

Отчасти наблюдаемый взлёт может объясняться статистическим эффектом. Ведь начался период сравнения с низкой базой. Именно прошлым летом вследствие разразившегося в экономике республики кризиса реальный сектор начал заметно проседать, что отразилось и на показателях работы железных дорог, и на итоговом значении КАРГО-индекса. 

Впрочем, власти Белоруссии все чаще говорят об успехах. Премьер Михаил Мясникович пообещал, что в 2013 году ВВП республики увеличится на солидные 8,5%. И руководство страны не смущает, что план на этот год не выполняется: в январе – июне основной макроэкономический показатель прибавил только 2,9%, тогда как официальным прогнозом предусмотрен рост по итогам года на 5–5,5%. При этом, по данным Минэкономики Белоруссии, более половины темпа роста ВВП обеспечивает только один регион – Витебская область, промышленный потенциал которой сконцентрирован в мощном нефтехимическом комплексе в Новополоцке. Если же говорить о вкладе основных видов экономической деятельности в прирост ВВП, то более трети приходится сейчас на обрабатывающую промышленность. Производство здесь в первом полугодии увеличилось по сравнению с тем же периодом 2011 года на 9,5%. В том числе химическое производство прибавило 45,9%, а нефтепереработка – 18,6%. В то же время в добыче полезных ископаемых отмечается снижение на 4,5%, а в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 1,3%. 

В числе достижений отмечают власти и перелом ситуации во внешней торговле. Михаил Мясникович сообщил, что в январе – мае экспорт превысил импорт на рекордные $3 млрд (для сравнения: в том же периоде 2011 года был дефицит почти в $2 млрд). Но, по словам замминистра иностранных дел страны Александра Гурьянова, 80% прироста поставок за рубеж приходится на нефть, нефтепродукты и растворители. «Их доля в экспорте возросла с 31% до 48%», – сказал он. 

О том, что «нефтянка» – главный драйвер роста, свидетельствует и КАРГО-индекс. В июне погрузка нефтяных грузов на сети железных дорог увеличилась в годовом сопоставлении на 34%, а их доля в структуре индикатора прибавила 4,93 п.п., до 31,82%. 

Однако опора только на одну отрасль может сыграть злую шутку. Нынешний подъем базируется на поставках нефти и нефтепродуктов из России. Москва же высказывает недовольство политикой Минска в этой сфере. Так, звучат подозрения, что Белоруссия вывозит за рубеж бензин под видом растворителей, которые облагаются нулевой пошлиной. В этой связи сейчас в ведомствах России изучается возможность уравнивания в рамках Таможенного союза вывозных пошлин на растворители и бензин (до 90% от нефтяной). Это может оказать негативное влияние на ситуацию в Белоруссии. Ведь, по данным Белстата, только в январе – мае страна экспортировала 2,4 млн тонн сложноорганических растворителей и разбавителей на $2,18 млрд.

Возвращаясь к теме наиболее значимых для экономики Белоруссии грузов, можно выделить удобрения, большая часть которых также идёт на экспорт. Их погрузка в июне возросла в годовом исчислении на 16,7%, а доля в структуре КАРГО-индекса прибавила 0,15 п.п., до 9,05%. И в этой сфере роль кооперации с Россией также высока. Как заявил первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, страны смогут к концу этого года – началу следующего создать совместное предприятие «Союзкалий» на базе ОАО «Беларуськалий» и ОАО «Уралкалий». Целью подобного объединения является доступ к дешёвым кредитным ресурсам, а также более эффективная совместная работа на мировом рынке удобрений.

В июне в небольшой плюс вышла погрузка строительных грузов (рост по сравнению с тем же периодом 2011 года на 4,3%). Однако их доля в структуре КАРГО-индекса уменьшилась на 4,69 п.п., до 55,25%. Это, очевидно, произошло под давлением других лидеров роста. Но сокращение доли «стройки» может быть также косвенным свидетельством снижения значения данной индустрии для экономики республики. Притом что ранее стройкомплекс, куда поступали крупные объёмы госинвестиций, был главным локомотивом роста. Об изменении ситуации свидетельствуют в том числе данные по жилищному строительству. В 2010 году в стране было возведено 6,7 млн кв. м жилья, в прошлом году – 5,5 млн, а на этот год запланировано только 4,2 млн. Правда, власти обещают, что вскоре всё вернётся на докризисный уровень (прогноз на 2013 год – 6,5 млн кв. м). Но за счёт каких средств это будет обеспечено, не уточняется. Положительное влияние на стройкомплекс в целом может оказать возведение в Белоруссии АЭС (соответствующий контракт подписан Москвой и Минском в июле), однако подобные проекты традиционно не дают быстрого эффекта. 

В то же время после бурного роста последних месяцев в минус ушла погрузка другого связанного со стройкомплексом груза – цемента. В июне отмечается снижение на 2,1%, что привело к сокращению его доли в структуре КАРГО-индекса на 0,06 п.п., до 0,4%. В Белоруссии сейчас прорабатывается вопрос о создании холдинга цементных предприятий. По словам министра архитектуры и строительства Анатолия Ничкасова, «среди плюсов – возможность эффективно использовать имущество и финансы, что позволит участникам направить полученную прибыль на инвестиционные цели, поиск новых рынков сбыта». 

В досье

Динамика КАРГО-индекса, %
4_tab_1.jpg

КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
4_tab_2.jpg

Структура КАРГО-индекса, %
4_tab_3.jpg

Автор: Юлия Громадская

Новости

3 ч
5 ч
14 ч
14 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»