Подписка 1520 - PDF

Свои – вне конкуренции

Понедельник, 23.07.2012 в 00:00
Свои – вне конкуренции
Министерство экономики и коммуникаций Эстонии (МЭК) решило не проводить конкурс на выбор оператора новых пассажирских поездов Stadler для внутренних перевозок в стране. А просто назначило им на два года государственную компанию Elektriraudtee. Таким образом, на этот срок она станет единственным игроком рынка региональных пассажирских перевозок в Эстонии.

В скором времени в Эстонию начнут поставлять пассажирские поезда Stadler, которые обновят парк государственной железнодорожной компании Elektriraudtee. Право на изготовление для предприятия 18 электро- и 20 дизельных поездов швейцарская компания Stadler Bussnang получила в 2010 году, выиграв тендер. Сделка осуществлялась за счёт госбюджета Эстонии и «Фонда сплочения» ЕС. 

То, что принадлежать и обслуживаться поезда будут Elektriraudtee, было известно изначально, однако их оператором могла стать и другая фирма. Ранее МЭК проводило анализ целесообразности проведения соответствующего конкурса. И свою готовность поучаствовать в нём изъявляла автобусная фирма AS Sebe. Для этого она даже получила лицензию на организацию железнодорожных пассажирских перевозок. На управление швейцарскими поездами также рассчитывала и вторая в Эстонии железнодорожная пассажирская компания, занимающаяся региональными перевозками дизельных поездов, – частная Edelaraudtee. 

Однако недавно МЭК объявило, что конкурсу не быть: по его решению, с 2015 до 2017 года оперировать поездами Stadler будет Elektriraudtee. И только в 2017 году правительство вновь проведёт анализ того, нужен ли открытый конкурс для всех заинтересованных участников рынка. 

Как объяснила «Гудку-1520» исполнительный директор железнодорожного отдела департамента железнодорожного и автомобильного транспорта МЭК Кристи Кульдма, «чтобы провести открытый конкурс, ведомству нужны адекватные данные о расходной базе совершенно нового для страны типа подвижного состава». «А предоставляя право управления этими поездами Elektriraudtee, мы сможем получить необходимую информацию для точного расчёта субсидий уже для потенциальных новых операторов», – сказала она.  

В Elektriraudtee приветствуют решение, принятое министерством, поскольку «оно основано на объективных аргументах». «С самого начала закупок этих поездов наша компания придерживалась позиции, что в Эстонии должен быть только один железнодорожный пассажирский оператор, – говорит руководитель отдела продаж и коммуникаций Elektriraudtee Норберт Кааресте. – Так как мы являемся крупнейшим оператором в стране, мы считаем, что более чем готовы в ближайшие годы справиться с этой ролью».

Следует отметить, что Elektriraudtee, как, кстати, можно догадаться по самому названию предприятия («Электрическая железная дорога»), является оператором именно электрических поездов. При этом ей поручили управлять в том числе двадцатью дизельными. Но компанию это не смущает. «Новые электро- и дизельные поезда практически идентичны для персонала: интерфейс машиниста и интерьер не имеют различий. Поэтому мы не видим никаких трудностей в работе с обоими типами подвижного состава, – сказал господин Кааресте. –  А стоимость обучения персонала и сервисного оборудования для них были включены в стоимость сделки на их покупку».

Мягко говоря, не рады в этой ситуации остались в Edelaraudtee, которая после 2017 года, когда (и лишь возможно) будет проведён конкурс, рискует остаться «за бортом» рынка пассажирских перевозок. 

«По оценке нашей компании, решение правительства ставит под угрозу интересы потребителей, поскольку таким образом конкуренция в железнодорожном движении, по сути, исчезнет, – негодует менеджер по связям с общественностью предприятия Керсти Горстов. – Было бы разумно продолжить до 2017 года осуществлять пассажирские перевозки двум операторам, из которых один государственный и один частный. Это обеспечило бы плавный переход к использованию новых поездов. А государство, как заказчик, получило бы основанный на реальном опыте анализ расходов на перевозки».

Представитель МЭК Кристи Кульдма парирует, что решение всё же не нарушит конкуренцию в отрасли. «Мы заинтересованы в поиске партнёров, которые смогут обеспечить качественное обслуживание пассажиров с меньшими затратами. Именно с этой целью мы должны сначала получить более точную информацию до проведения открытого конкурса в 2017 году», – говорит она.

«Восстановление конкуренции спустя три года – задача сверхсложная, поскольку, во-первых, речь идёт о крупномасштабных инвестициях, а во-вторых, организация железнодорожного движения – сложный комплекс вопросов, требующих специфических компетенций. А до того времени нам будет непросто поддерживать свою компетентность», – настаивает Керсти Горстов из Edelaraudtee. Edelaraudtee имеет действующий договор по организации пассажирских перевозок до конца 2014 года. «И о том, что будет дальше, говорить пока рано, – добавляет она, – рассматриваются разные варианты».
Автор: Маргарита Меньшакова

Новости

2 ч
3 ч
13 ч
13 ч
13 ч
13 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Разъезд»

Понедельник, 06.03.2017 в 03:29
Воскресенье, 11.09.2016 в 13:46
Понедельник, 06.10.2014 в 18:30