Подписка 1520 - PDF

Хрупкое равновесие

Четверг, 05.07.2012 в 00:00
Хрупкое равновесие
Реальный сектор экономики Украины немного прибавил, о чём свидетельствует динамика регионального транспортного индикатора и Индекса выпуска Нацбанка. Впрочем, предпосылок для долговременного роста по-прежнему немного. Улучшение наблюдается лишь в отдельных сегментах. Причём ситуация всё больше зависит от государственной поддержки.

Абсолютное значение регионального КАРГО-индекса в мае по сравнению с апрелем прибавило 6 процентных пунктов (п.п.), до 132,4%. Отчасти этот результат сформирован под воздействием сезонного и календарного факторов. Впрочем, ускорение наблюдается и в динамике КАРГО-индекса, рассчитанного в годовом сопоставлении. Правда, прирост здесь минимален. Май был закрыт на отметке в 103,6%, что очень близко к уровню апреля (103,4%). 

Параллельно с этим ускорился Индекс выпуска в базовых отраслях Нацбанка – с 1,3% в апреле до 3,2% в мае. Но во многом это связано, как признают и эксперты Нацбанка, лишь с оживлением в потребительском сегменте – на фоне роста уровня зарплат положительная динамика фиксируется в розничной торговле.

Улучшение в промышленности при этом  не носит тотального характера. После спада в марте и нулевого роста в апреле объём промпроизводства в мае увеличился по сравнению с тем же периодом 2011 года на 1%. «Вытянули» показатель вверх производство и распределение электроэнергии, газа и воды (в мае прибавка на 5,8%, а в апреле здесь было снижение на 3,3%). Остальные составляющие показателя выглядят не столь уверенно. Так, прирост в сегменте обрабатывающих производств составил только 0,4% (месяцем ранее снижение на 0,2%). А в одном из ключевых секторов – добыче полезных ископаемых – вновь замедление роста (с 2,5% в апреле до 0,4% в мае).

Что касается результатов работы украинских железных дорог, то по итогам мая объём погрузки по сравнению с тем же периодом 2011 года возрос на 2,4% (в апреле была прибавка в 0,9%). 

По-прежнему в числе лидеров зерно. Его погрузка в мае увеличилась на 46% в годовом соотношении, а доля в структуре КАРГО-индекса на 1,93 п.п., до 6,65%. Но вскоре картина изменится. Начнётся сравнение с высокой базой 2011 года, когда был рекордный для Украины урожай (56,7 млн тонн). Прогнозы по сбору зерна на текущий год не столь оптимистичны – 47 млн тонн, по словам премьера Николая Азарова. 

Кроме того, в мае на 14,3% увеличилась погрузка строительных грузов. Учитывая их объём в натуральном выражении, можно говорить о том, что во многом именно за счёт этого был достигнут  и рост общего показателя погрузки. При этом доля «стройки» в структуре КАРГО-индекса увеличилась на 2,55 п.п., до 27,39%. 

Это связано с улучшением ситуации в стройкомплексе. По данным Нацбанка Украины, «впервые с января текущего года в мае зафиксирован рост объёма строительных работ» – в годовом исчислении на 9,6%. Укрстат традиционно даёт только цифру нарастающим итогом, но и она свидетельствует о позитивных изменениях – за пять месяцев года объём работ по соответствующему виду деятельности возрос на 0,3% (в январе – апреле – снижение на 3%). 

Частично улучшению ситуации могло способствовать начало программы по удешевлению кредитов на жильё (подробнее см. «Гудок-1520» № 11 (47). На днях премьер Николай Азаров заявил, что правительство должно «удвоить и утроить усилия» по её популяризации, учитывая также предложения по совершенствованию предоставления льгот. Эта работа уже идёт,  Минрегион Украины предлагает уменьшить первоначальный взнос по ипотеке, увеличить долю платежа по кредиту в совокупном доходе семьи и поднять верхнюю границу доходов для получения частичной компенсации. Стройкомплекс правительство намерено поддерживать и другими способами. «Мы дадим бизнесу преференции, если он часть прибыли будет направлять на развитие строительства», – заявил Азаров. 

В число приоритетных направлений работы кабинета министров вошла и нефтепереработка. Пока эта отрасль является одной из самых слабых. По данным Укрстата, объём переработки в мае в годовом исчислении снизился на 50%. Погрузка нефтяных грузов на железных дорогах страны упала в мае на 44,4%, при этом их доля в структуре КАРГО-индекса уменьшилась почти вдвое, до 1,52%. «Запуск нашей собственной переработки – задача номер один. У нас из семи НПЗ стоят пять. Остальные два работают еле-еле», – говорит премьер. Минэкономразвития рассматривает возможность возврата импортных пошлин на нефтепродукты, которые были отменены с 2005 года. 

Между тем в отраслях, бывших ранее локомотивами роста, вновь обострились проблемы. Одно из крупнейших угледобывающих предприятий – шахта им. Засядько – заявило о критической ситуации, связанной со сбытом. Согласно заявлению пресс-службы предприятия, схожая картина и на других шахтах Донецкой области, «где хранится 650 тыс. тонн добытого коксующегося угля». Вопросы со сбытом существуют уже несколько месяцев, правительство обещало решить их, но пока улучшения нет. Об этом свидетельствуют и данные Укрстата – объём угледобычи в мае возрос в годовом исчислении на 1,5% против 4,8% в апреле. При этом объём перевозок угля по железной дороге находится на той же отметке, что и в том же месяце 2011 года, а доля этого груза в структуре КАРГО-индекса снизилась на 1,17 п.п., до 32,22%.

Другая ключевая отрасль – металлургия – также переживает не лучшие времена. Спрос на металлы на мировом рынке нестабилен. Это отражается и на показателях производства украинских металлургов – вновь углубился спад (с апрельских 0,2% в годовом сопоставлении до 1,1% в мае). Погрузка при этом сократилась на 3,7%, а доля чёрных металлов в структуре КАРГО-индекса – на 1,61 п.п., до 21,17%. Это минимум для данного месяца за всю историю наблюдений, даже в кризис было лучше.

В досье

Динамика КАРГО-индекса, %
5_tab_1.jpg

КАРГО-индекс и Индекс выпуска Нацбанка по отношению к тому же периоду предыдущего года, %
5_tab_2.jpg

Структура КАРГО-индекса, %
5_tab_3.jpg

Автор: Юлия Громадская

Новости

20 ч
22 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»