Подписка 1520 - PDF

Круги на воде

Четверг, 05.07.2012 в 00:00
Круги на воде
Несмотря на то что макроэкономические показатели далеки от прогнозов, власти Белоруссии настроены оптимистично. Наблюдаемые колебания индикаторов президент Александр Лукашенко считает лишь  отражением «небольших волн, которые остались от финансового кризиса». Региональный КАРГО-индекс несколько месяцев демонстрировал неуверенную динамику, но теперь в унисон заявлениям властей двинулся вверх.

Прогноз прироста ВВП в 2012 году пересматриваться не будет, заявил министр экономики республики Николай Снопков. Власти страны не смущает, что за январь – май прибавка основного макроэкономического показателя составила всего 3,1% в годовом сопоставлении, тогда как прогнозом предусмотрен рост по итогам года на 5–5,5%. При этом президент Александр Лукашенко подчёркивает, что достижение заявленных цифр является стратегической задачей и решить её нужно без вливания «шальных денег», имея в виду эмиссионное кредитование экономики. «Нынешний период характеризуется тем, что мы полностью владеем ситуацией», – говорит он.

Май прошлого года был одним из самых тяжёлых месяцев для экономики Белоруссии – власти, которые до тех пор заверяли, что все проблемы удастся легко преодолеть, решились тогда на девальвацию национальной валюты. В годовщину этого события реальный сектор продемонстрировал поразительный результат. Абсолютное значение КАРГО-индекса в мае показало рекордный для этого месяца подъём – оно возросло по сравнению с апрелем на 14,2 процентного пункта (п.п.), до 146,6%. 

Отчасти это может объясняться сезонным и календарным фактором. Но растёт и значение КАРГО-индекса, вычисленное к аналогичному периоду предыдущего года. После провала апреля (снижение на 4,4%) ему удалось выйти в плюс на 4,5%.

Такой результат связан с показателями работы белорусских железных дорог. По итогам последнего месяца весны объём погрузки превысил результат мая минувшего года на 13,3%, в то время как в апреле рост был лишь на 2,7%. 

При этом темпы роста объёма промышленного производства достаточно стабильны. В мае прибавка в годовом сопоставлении составила 7,2%, что почти соответствует уровню апреля (7,5%) и превышает официальный прогноз на год (6–7%). Правда, растут и запасы готовой продукции: на 1 июня – 51,2% от среднемесячного объёма производства, хотя ещё месяцем ранее – 49,7%, а по итогам марта – 46,4%. Сейчас цифра приближается к той, что отмечалась в разгар кризиса прошлого года, – тогда по состоянию на 1 июня объём запасов равнялся 54,7% от среднемесячного производства.

Среди отраслей, формирующих основу расчётной базы КАРГО-индекса, в уверенном плюсе химическая промышленность (увеличение объёмов производства в мае к тому же периоду прошлого года на 50,3%). Погрузка минеральных удобрений возросла на 18,6%, при том что в прошлом месяце было снижение на 12,5%. Доля данного груза в структуре КАРГО-индекса увеличилась по сравнению с маем прошлого года на 1,1 п.п., до 9,25%.

Нынешний всплеск может быть связан с изменением мировой конъюнктуры. В начале второго квартала 2012 года рынок вернулся в нормальное русло благодаря высокому спросу в Бразилии и сезонному всплеску потребления в США, а также странах Европы и Азии. Впрочем, в целом по году эксперты не ожидают высоких результатов.

Также в плюсе по объёмам производства – деревообработка (на 11,5% к аналогичному периоду прошло года). Погрузка леса при этом увеличилась на 5,4%, а доля данного груза в структуре транспортного индикатора – на 0,01 п.п., до 1,45%. В будущем прибавка по этому грузу может быть более существенной. В июле в Светлогорске должно начаться строительство нового завода сульфатной белёной целлюлозы. Его возведут на базе уже существующего Светлогорского целлюлозно-картонного комбината. Сырьём для него станут белорусские сосна, берёза и ольха. Благодаря новому производству в республике смогут производить 400 тыс. тонн сульфатной белёной целлюлозы в год, из которых 160–170 тыс. тонн закроют внутренние потребности, а 230–240 тыс. тонн планируется отправлять на экспорт. 

Кроме того, положительные результаты показывают производители кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (рост к аналогичному периоду прошлого года на 6,2%). Погрузка нефтепродуктов при этом на сети белорусских железных дорог увеличилась сразу на 22%, а их доля в структуре КАРГО-индекса – на 2,73 п.п., до 32,7%. Уверенный подъём, который уже несколько месяцев подряд демонстрируют белорусские НПЗ, связан со стабильными поставками российской нефти на переработку. Причём дела обстоят здесь настолько хорошо, что Белоруссия на два года раньше истечения срока соглашения прекратила закупки южноамериканской нефти. «Не было бы этих поставок из Венесуэлы в 2010–2012 годах, не было бы и соглашения, которое подписано с Россией», – заявил первый вице-премьер Владимир Семашко.

Отказ от венесуэльской нефти произошёл почти одновременно с визитом Александра Лукашенко в Каракас. «Если говорить о нашем интересе, то я рассматривал Венесуэлу как огромный плацдарм, с которого мы можем работать на всю Латинскую Америку, и я предлагал своему другу Чавесу, чтобы он рассматривал Беларусь как плацдарм, в хорошем смысле, по экономической экспансии в Европу», – заявил накануне этой поездки Лукашенко. 

Но теперь речь идёт о сотрудничестве двух стран в иных областях. Белоруссия собирается создать в Латинской Америке завод по производству комплексных удобрений. Кроме того, в рамках визита было подписано различных соглашений на $5 млрд. В основном речь идёт о сотрудничестве в сельском хозяйстве и сфере строительства. 

Впрочем, стройкомплекс самой республики высокими результатами пока похвастать не может. В январе – мае объём строительно-монтажных работ снизился в сопоставимых ценах на 17,5%. Погрузка строительных грузов на сети железных дорог упала на 5,5%, а их доля в структуре транспортного индекса сократилась сразу на 5,71 п.п., до 54,15%. Напомним, что именно «стройка» была ранее основной точкой роста и во многом именно за счёт высокой активности в данной индустрии, сопровождавшейся, правда, существенной государственной поддержкой, Белоруссии удалось относительно безболезненно пройти глобальный кризис конца 2008–2009 годов.

В досье

Динамика КАРГО-индекса, %
4_tab_1.jpg

КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
4_tab_2.jpg
Структура КАРГО-индекса, %
4_tab_3.jpg
Автор: Юлия Громадская

Новости

4 ч
4 ч
4 ч
5 ч
9 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»