Подписка 1520 - PDF

Одной дорогой в Китай меньше

Понедельник, 25.06.2012 в 00:00
Одной дорогой в Китай меньше
Таджикистан столкнулся с нежеланием Киргизии пропускать через свою территорию новую железную дорогу Иран – Афганистан – Таджикистан – Киргизия – Китай. Киргизия отдаёт предпочтение другой железной дороге – из Узбекистана в Китай.

Проект железной дороги, ТЭО которого готовится в настоящее время Таджикистаном с помощью иранских подрядчиков, был представлен Минтрансом Таджикистана на рассмотрение киргизских коллег. Но министр транспорта и коммуникаций Киргизии Калыкбек Султанов заявил, что для Киргизии более важен в экономическом и стратегическом плане именно проект железной дороги Таджикистан – Киргизия – Китай. По его словам, этот маршрут потребует меньше расходов на строительство и эксплуатацию. В частности, не потребуется строительства большого количества тоннелей. 

Начальник управления проектирования и строительства железнодорожных магистралей Киргизской железной дороги Канат Абдыкеримов заявил «Гудку-1520», что в настоящее время в Киргизии всерьёз рассматривается только проект железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан. «В настоящее время китайской стороной определено номинированное предприятие по реализации этого проекта – Китайская корпорация по строительству дорог и мостов. В настоящее время мы совместно приступили к разработке полного ТЭО этого проекта и надеемся закончить работу до конца 2012 года, а в будущем году надеемся подписать рамочное межправительственное соглашение о начале строительства», – отметил он.

Канат Абдыкеримов отметил, что Киргизия не отказывается окончательно от проекта железной дороги Иран – Афганистан – Таджикистан – Киргизия – Китай, а рассматривает его на перспективу. Он пояснил, что железная дорога из Ирана в Китай должна проходить вдоль границы  Киргизии и не будет включена в железнодорожную инфраструктуру страны. Кроме того, магистраль из Ирана в Китай должна быть построена с шириной колеи 1435 мм, тогда как дорога Узбекистан – Китай будет стандарта 1520 мм, и лишь небольшой её отрезок с шириной колеи 1435 мм (порядка 70 км) будет проходить из Китая на территорию Киргизии до перегрузочной станции. Это в большей степени отвечает интересам Киргизии. 

По словам Каната Абдыкеримова, Китай в настоящее время не рассматривает иранский проект. В Киргизии же на его реализацию нет средств.  

Начальник департамента железнодорожного транспорта Минтранса Таджикистана Фарух Фахретдинов отказался комментировать заявление киргизских коллег. Однако в Минтрансе Таджикистана «Гудку-1520» сообщили, что пока не получали официального отказа Минтранса Киргизии в реализации этого проекта.  

Иран в свою очередь не обеспокоен планами Киргизии, которая отдаёт предпочтение дороге в Узбекистан. Посол исламской республики в Киргизии Манучехр Муроди отметил, что для его страны нет разницы, по какому маршруту пойдёт железная дорога. «Если рассматривать все проекты региональных магистралей, то с точки зрения экономики и логики ближайший путь к Мировому океану лежит через территорию Ирана. Для нас нет разницы, какой маршрут выберет Киргизия. Думаю, что проект железной дороги Китай – Киргизия  через территорию Узбекистана или Таджикистана приемлем. В конце концов, он должен соединиться с железной дорогой Ирана. На сегодня других путей не существует, потому что возможные альтернативы небезопасны и экономически невыгодны», – заявил он киргизскому информационному агентству.  

Директор по развитию Smart Bussines Solutions Кубат Рахимов убежден, что оба проекта не отвечают интересам России и Казахстана. «Они, по сути, отсекают Киргизию и Таджикистан от СНГ и толкают их к зависимости от Китая», – отметил эксперт.

Эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов отметил, что для  Киргизии объективно дешевле строить дорогу в сторону Узбекистана. Кроме того, в случае с Таджикистаном существуют определённые политические риски из-за его конфронтации с Узбекистаном, которые могут отпугнуть инвесторов. «Возможно, Киргизия также рассчитывает, что грузопоток, который пойдёт в сторону Узбекистана, в большей степени будет затрагивать её внутренний рынок, чем иранский транзит через Таджикистан», – подчеркнул эксперт.  
Автор: Денис Виксне

Новости

53 м
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Разъезд»

Понедельник, 06.03.2017 в 03:29
Воскресенье, 11.09.2016 в 13:46
Понедельник, 06.10.2014 в 18:30