Подписка 1520 - PDF

Зависим от смежников

Среда, 13.06.2012 в 00:00
Зависим от смежников
10_cit.JPGВладимир Ивин, 
начальник Главного управления 
организации таможенного оформления 
и таможенного контроля 
Федеральной таможенной службы России

Одной из тем бизнес-форума «Стратегическое партнёрство 1520» в Сочи стала интеграция рынка железнодорожных перевозок на Едином экономическом пространстве. В частности, речь шла об автоматизации таможенных процедур внутри каждого из государств ЕЭП.

По порядку

Базой для упрощения таможенного оформления при пересечении товаров российских границ является внедрение современных электронных технологий. Если разделить документы, с которыми мы работаем, по типам, то получится пять блоков документов, которые подлежат автоматизации и переводу в электронный вид: уставные, коммерческие, транспортные, разрешительные и подтверждающие правомерность предоставления льгот. 

Первые два типа готовятся фактически всеми участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), с которыми мы непосредственно контактируем. Три других типа документов сложнее всего перевести в электронный вид.

Уставные и коммерческие

На сегодня введён в действие портал Федеральной таможенной службы (портал электронного представления сведений ФТС. – Ред.), который организован так, что каждый участник ВЭД может заранее внести на него документы постоянного использования (такие, как уставные, или те, которые он считает необходимым использовать много раз) и каждый раз при декларировании их не представлять, указывая в офисе лишь номер электронной ячейки, где эти документы уже хранятся. 

Транспортные

Эти документы, как правило, базируются на международных конвенциях. Если речь идёт об импорте – то это документы, которые формируются организациями за пределами РФ. Если экспорт – возможностей для автоматизации больше, но, к сожалению, не во всём. 

Ситуация с железной дорогой – самая продвинутая в этом отношении. Есть соглашение, заключённое между Федеральной таможенной службой России и ОАО «РЖД», на основании которого к концу этого года мы переведём на электронное взаимодействие экспорт и примерно к середине следующего года планируем перевести импорт. В этом случае мы перейдём полностью на электронную накладную и откажемся от бумаги. Правда, здесь ОАО «РЖД» делает оговорку, особенно в части экспорта: электронную накладную они готовы представлять только в том случае, если сопредельная железная дорога готова её принять. Например, Эстонская железная дорога или «Финские железные дороги» находятся в этом плане в продвинутом состоянии и готовы работать в электронном виде. А Китай и Монголия не то что не приступали, а открыто заявляют, что и не собираются приступать к электронному взаимодействию, следовательно, на этом направлении у нас так и будет продолжаться оформление бумажных накладных. 

Автомобильный транспорт тоже достаточно хорошо охвачен, и по этому виду перевозок информация сдаётся в значительном количестве. 

Что касается авиационных перевозок – у нас есть под эгидой Министерства транспорта рабочая группа, которая переводит авиационные накладные в электронный вид. И буквально через месяц у нас начинается эксперимент по электронному представлению сведений об авиационных перевозках. 

А вот что касается морского транспорта, там совсем всё плохо, потому что фактически нет лица, с которым можно было бы контактировать для организации этой работы. Ни агенты, ни перевозчики, ни линейные операторы не могут охватить эту ситуацию в целом: каждый из них если и готов на контакт, то только в своей части. 

Разрешительные

Эти документы выдаются органами исполнительной власти, а также иными специальными органами и учреждениями, на которые возложена эта функция, и подтверждают различные факты, свидетельствующие о легитимности перемещения товаров. Это либо подтверждение технических стандартов, либо стандартов безопасности, либо иные ограничения, которые накладываются на перемещение этих товаров. И таковых документов у нас почти 45. Они выдаются 14 федеральными органами исполнительной власти. Плюс есть ещё ряд документов, которые выдаются уполномоченными организациями.

В настоящее время мы готовы принимать все эти документы в электронном виде, однако практически все органы исполнительной власти, которые их выдают, не готовы в таковом виде их представлять. Поэтому, когда было заседание комиссии по модернизации у Президента РФ в январе этого года, мы специально попросили его записать поручение, которое обязало бы их направлять нам документы в электронном виде, подписанные электронной цифровой подписью. Работа, которая велась с ними, проведена. Но только Минфин и Минпромторг к концу этого года будут к этому готовы. Остальные – позже.

К сожалению, количество товарных партий, которые охвачены необходимостью предоставления разрешительных документов, приближается к 80%. То есть в той или иной степени особенно сертификация и техническое регулирование присутствуют очень часто. 75% из всех разрешительных документов – это сертификаты, подтверждающие именно соответствие стандартам для ввоза продукции. И, к сожалению, именно этот самый большой «кусок» находится в очень плохом состоянии, потому что там сеть уполномоченных учреждений, выдающих эти документы, и тот орган, который должен сводить информацию от всех них, ещё к этому не готов. Поэтому здесь мы зависим от наших смежников.

Подтверждающие льготы 

Это, например, сертификаты происхождения. Перспектива перевода этих документов в электронный вид призрачная, потому что выдаются они торгово-промышленными палатами других стран, а наладить электронный обмен документов с таким количеством зарубежных органов практически невозможно.

Осталось доработать  

Основной из процессов, который затрагивает вопросы трансграничного движения товаров, – это транзит. Он у нас практически полностью автоматизирован на все три государства, остальные процессы находятся в разной степени автоматизации. Например, подтверждение фактического вывоза с белорусской стороны у нас достаточно близко к завершению, с Казахстаном – с точки зрения автоматизации чуть похуже. 

Что касается электронного декларирования – процесса, который идёт внутри каждого государства, – у нас и у коллег из Белоруссии, где достаточно хорошо развит опыт его применения, есть небольшие отличия. Если в Белоруссии к электронному декларированию допускают участников ВЭД на основе проведения проверки и подтверждения их добропорядочности, то у нас право декларировать предоставлено всем, независимо от кредитной истории участника ВЭД. И в этой связи в Белоруссии больше развито электронное декларирование при экспорте, а у нас, наоборот, при импорте. Тем не менее мы уже подошли к 92%, когда декларация подаётся в электронном виде. А к 1 января 2014 года мы переходим на обязательное электронное декларирование. 

Новости

7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Персона»